Найти тему
Путь к познанию

Заколдованный круг

Так исторически сложилось, что маленький город на севере России, несмотря на свои небольшие размеры, располагался на двух берегах спокойной речки. Если быть более точным, то старая часть города соединялась коротким мостом с новым высотным микрорайоном, застроенным позже, где преимущественно и находились объекты социально-бытового назначения. И как водится, в тихом городке, все неординарное быстро становится достоянием гласности и потом из «копилки» памяти старожил при случае передается приезжим, как некая особенность, имеющая место только у них. Одна из таких историй дошла и до меня.

***

В семье Анны все ждали прибавления семейства. Счастливая женщина первый год совместной жизни прожила в любви и согласии. Супруги ожидали своего первенца, но радость омрачила тревога, когда женщина попала в роддом. Ребенок родился преждевременным и очень ослабленным. В положенный срок Анну выписали, а сына оставили в больнице до восстановления нормального веса.

В условленное время, Анна не шла, а «летела» по мосту к детской клинике, где находился ее малыш. Всю неделю ребенок хорошо набирал вес, и ей обещали, что в конце недели его будут готовить к выписке. Накануне утром счастливая мама спешила по проторенной дорожке, чтобы уточнить, когда они с мужем смогут забрать сына домой.

Анна с легкостью миновала почти все ступеньки лестницы, ведущей на мост, а на верхней вдруг неожиданно столкнулась с человеком, спускающимся вниз. Анна не поняла, как это произошло, возможно, она бежала к сыну, находясь мысленно уже там, и не сразу заметила пожилого человека, поэтому от неожиданного столкновения чуть не упала. Ойкнув, она посмотрела на встречного прохожего, чтобы извиниться за свою невнимательность.

То, что она увидела, вернуло ее мгновенно с «небес на землю». Анна отпрянула назад, не успев произнести ни слова. Она чуть было не упала снова, но теперь от улыбки старичка. Это сухое маленькое существо, так жутко улыбалось, что скорее его мимика больше изображала злорадство.

- Что это он? Что ему от меня надо? - испугалась Анна и побежала по мосту.

Только на другом берегу реки, когда до реабилитационной клиники оставалось несколько сот метров, она почувствовала необъяснимый приступ тревоги. Чем ближе подходила к зданию, тем сильнее билось сердце. Нет ни от счастья встречи с малышом, скорей, наоборот, от страха потери. Первый раз она испытала подобное состояние, когда узнала, что родившийся сынок находится между жизнью и смертью.

Звонок. Дверь ей открыла медсестра, которая молча повела Анну по коридору в кабинет главного врача.

- Похоже, что все нормально. Вероятно, я переволновалась, - подумала молодая мама, входя в кабинет.

Однако поведение главврача заставило ее еще больше насторожиться.

Врач говорила долго, но это предисловие кроме набора ничего не значащих слов, не относилось к делу. Анну убеждали, что чрезмерное волнение может иметь последствия, а если держать себя в руках, то все будет хорошо.

- Зачем Вы все это мне говорите? С моим сыном все в порядке? – с дрожью в голосе выдавила молодая женщина.

- Понимаете, мне только что сообщила сестра, что его кроватка пуста. Только не волнуйтесь. Наверно ребенка забрали перепеленать. Сейчас найдем.

Стены в кабинете повело в сторону, пелена полностью закрыла глаза. Анна молча смотрела на врача и не видела ее. Это были последние ее воспоминания, потом она провалилась во тьму.

***

Прошли годы. Жизнь брала свое. Время – непостижимая вещь. Одно из уникальных ее свойств – способность залечивать душевные раны. С точки зрения научного обоснования, это происходит благодаря функциям головного мозга, но опять же относительно временных границ. Острота воспоминаний постепенно притупляется, т.к. новые жизненные события заглушают прошлое.

Удачное замужество Анны сыграло в ее ситуации решающую роль. Если бы ни муж, неизвестно как сердце матери пережило такое горе? Супруги все также жили в своей маленькой уютной квартире, с окнами, выходящими на чужой двор. Их квартира находилась на втором этаже двухэтажного дома, поэтому весь двор просматривался как на ладони, и комнаты были светлыми и теплыми.

Естественно, что пережитое Анной не прошло бесследно, и знавшим ее раньше людям, это было очевидным. Такая же стройная, привлекательная и трудолюбивая, она жила по сформировавшимся установкам: труд, забота, хлопоты. Как говорится, слава Богу, что заботиться было о ком: супруги удочерили девочку из дома малютки. А что все-таки произошло с их сыном, так выяснить и не удалось. Пропал и все.

-2

Малышка росла хорошенькой, умненькой, только ее белые кудри не давали покоя посторонним людям, причитавшим подобострастно:

- Как это так, родители черненькие, а дочь блондинка? Совсем не похожа.

Несходство не омрачало жизнь ни родителям, ни Лизе, как ее назвала Анна.

Когда приемная дочь повзрослела, в дом Анны пришло второе горе – умер ее муж. Потрясение было неожиданным, супруг никогда не жаловался на здоровье, но вдруг инфаркт и смерть.

Анна переживала молча, не показывая своих чувств на людях, но справиться с этой потерей было невозможно, и ее нервная система не выдержала. Непонятная болезнь подкралась к ней. Она чахла, не выходила из больниц, несмотря на то, что ничего конкретного по результатам диагностики врачи не находили. Ее состояние сложно было назвать жизнью. Говоря простым языком, она «таяла» на глазах.

Через три года измученная Анна умерла.

***

Спустя несколько лет, Лиза, будучи достаточно взрослой женщиной, вспомнила ситуацию, на которую когда-то не обратила внимание. Это было, когда они с мамой готовились отмечать годовщину смерти отца. Стоял конец лета. Придя домой с рынка, они выкладывали продукты из сумок на стол. Окно на кухне, как всегда, до наступления холодов было открыто.

Неожиданно небо заволокли тучи, собирался дождь. Лиза видела, что мама молчала, была погружена в свои воспоминания, поэтому лишний раз, стараясь ее не о чем не спрашивать, хозяйничала также молча. Мама подошла к окну и долго смотрела на пустой соседний двор. Вдруг она неожиданно вскрикнула, изменилась в лице, и если бы Лиза не подбежала вовремя, она бы упала без сознания. Лиза уложила маму на кровать. Когда Анна пришла в себя, она рассказала дочери историю про своего сына, про мост, про старика. Эта история для Лизы была новостью, хотя о своем удочерении, она узнала уже будучи взрослой и это, в принципе, не могло повлиять на ее чувства и отношения к родителям.

Лиза вспомнила, как после рассказа мама, судорожно глотая воздух ртом, все время повторяла:

- Там во дворе….там… опять этот старик…жутко ядовитая улыбка…

В то время Лиза не придала случившемуся большого значения, приняв слова матери следствием обострения воспоминаний накануне поминок. Именно с этого времени началась мамина непонятная смертельная болезнь.

***

Когда ее не стало, Лизе исполнилось 20 лет. В первое время она часто приходила в гости к родственнице по линии отца на окраине города, потом общение приняло эпизодический характер из-за вихря семейных забот.

Лиза познакомилась с парнем, на полгода старше ее. Их связывало одиночество и похожие судьбы. Только он ничего не знал о своих родителях и вырос в приюте. Ранняя трудовая жизнь научила его быть самостоятельным. Когда их чувства созрели, молодые люди расписались, и опять в маленькой квартире Лизы началась семейная жизнь: заботы, радости, огорчения.

Наступившая ранняя осень, приближала первый семейный праздник в жизни молодоженов, годовщину со дня свадьбы. Дата совпала с выходным, поэтому после похода по магазинам молодая чета ближе к вечеру собиралась пойти погулять. Пока Лиза занималась приготовлением легкого праздничного ужина небо подозрительно нахмурилось и стремительно хлынул ливень.

Лиза поспешила закрыть окно на кухне. Подойдя к нему, увидела, как застигнутая врасплох соседка, торопливо снимала белье с веревки. В поле зрения Лизы попала старая железная кровать, стоявшая во дворе под стеной соседнего дома, на которой летним жарким днем частенько отдыхал пожилой дедушка - отец соседки.

Как правило, человек не заостряет внимания на привычном. Вот и Лиза только сейчас заметила на кровати старика. Вернее, она не видела его лица, потому, что, прячась от дождя, он натянут покрывало, укрывшись с головой. Лиза ойкнула, выражая сочувствие, сетуя, почему он не ушел, и хотела окликнуть его, как вдруг одеяло резко откинулось и дедок, словно Ванька-встанька оказался в положении сидя. Спустив ноги вниз, он смотрел на Лизу, уставившись в ее окно. Только этот был другой старичок, не соседский дедушка. Ничего, не понимая, Лиза, продолжала смотреть на него. Старик преобразился, и на его лице появилась улыбка.

-3

Лизу сразу передернуло от его злой ехидной ухмылки. Словно удар молнии пронзил ее: столь язвительной гримасы ей никогда еще не приходилось видеть.

Отскочив от окна, Лиза столкнулась с мужем, находившемся рядом с буфетом. Он отсутствующим взглядом смотрел на дождь.

- Ты видел его? - Лиза повернулась к окну, но старик уже исчез, а кровать была совершенно пустая, даже без вещей.

Вздохнув с облегчением, распираемая желанием рассказать о померещившейся ерунде, в чем теперь она даже не сомневалась, Лиза обернулась, но мужа на кухне уже не было. Она - в комнату и там никого.

- Куда же он пошел в такую непогоду?- забеспокоилась Лиза, увидев открытую входную дверь. Набросив на плечи кофту, она побежала на улицу.

Дождь перестал также неожиданно, как и начался.

- Никого!

…кроме стоявшей перед глазами улыбки деда…

Лизу охватило сильное волнение. Беспокойство заставило бежать, но куда? Она не знала, просто бежала пока не устали ноги. Еле переводя дыхание, она остановилась на окраине городка.

В наступивших сумерках, не понимая, что еще делать, Лиза присела на камень и от нахлынувших чувств заплакала. Дав волю слезам, ей казалось, что вместе с ними выходит и сжимающая ее сердце боль.

- Слезами горю не поможешь, - Лиза подскочила от неожиданности. Перед ней стояла старушка со светлыми и добрыми глазами.

- Если хочешь спасти своего супруга, то ровно через полгода, ночью ты должна будешь прийти на это место. Поняла? – произнесла незнакомка.

У Лизы перехватило дыхание, она не могла выдавить ни слова, и только от сказанного старушкой, сильно стучало в висках:

- Ты сможешь его спасти, сможешь спасти, спасти…

Пожилая женщина, взяв Лизу за локоть, развернула ее в сторону города.

- Иди, милая, иди. Тут тебе делать больше нечего.

Лиза будто под гипнотическим воздействием пошла домой, слыша отдаленное эхо:

- Спасти мужа, спасти мужа…

Вернувшись в квартиру, она завесила окно на кухне плотной тканью, чтобы даже ненароком не наткнуться взглядом на железную кровать в соседнем дворе. Все последующее время, Лиза ждала, надеялась, что откроется дверь и войдет ее муж. Серые дни проходили как во сне один за другим, ничего не меняя в ее жизни.

***

Однажды вечером, неожиданно ярко сплыли в памяти слова старушки:

- Если хочешь спасти своего супруга, то ровно через полгода, ночью ты должна будешь прийти на это место. -

Ощутив прилив сил в теле и ясность сознания, Лиза поспешила за город. Подходя к окраине, она забеспокоилась, что в темноте может не найти того места, где встретилась со старушкой. Хорошо, что опасения не подтвердились: свежесть восприятия помогло быстро найти дорогу. А на камне уже сидела знакомая пожилая женщина. Она молча усадила Лизу рядом.

- Слушай внимательно, - начала она говорить. - Ты спасешь мужа, только в том случае, если будешь готова к самому страшному и неожиданному. Ты не должна ничего бояться. Возможно, никогда не вернешься домой. Так что подумай хорошенько.

Лиза ответила, что ей терять нечего.

- Сейчас я покажу тебе куда идти, ты спустишься в пещеру. Там будет проходить своеобразный турнир. Твой муж там. В эту ночь и решится, смогут ли силы зла продолжать оказывать на него влияние. Ему одному не справиться. Нужен помощник, присутствие которого допускают правила хозяина пещеры.

Старушка дала Лизе еще несколько советов, как ориентироваться на месте, и главное, твердо помнить о том, что не следует перечить мужу ни в чем, чтобы он там не говорил, но при малейшем сбое в его поведении, помогать ему.

- Иди, - толчок в спину и Лиза пошла.

-4

Впотьмах, все время обо что-то спотыкаясь, Лиза, наконец, нашла каменные ступеньки, уходящие вглубь холма. Держась за свод подземного сооружения, она шла на ощупь, пока впереди не забрезжил тусклый свет. Подходя ближе, она увидела каменной зал. С последней ступени перед входом в него, был виден длинный стол справа с множеством горящих свечей, а по периметру - люди. Царило оживление, слышался гомон и отдельный смех. Лиза подошла к столу и стала всматриваться в собравшихся, надеясь найти среди них своего мужа.

Вот он, в центре, лицом к ней! Вовремя справившись с желанием броситься к нему, она отметила его странное поведение и не совсем привычный внешний вид. Он был другой, оброс, с бородой. Между ним и рядом стоящими, происходил обмен короткими фразами, и время от времени муж заразительно смеялся. Такого поведения за ним раньше Лиза не замечала.

Это сборище ей скорей напоминало какой-то притон, чем «узников зла», как говорила старушка, которая просила не забывать, что они все находятся в состоянии отключенного сознания.

Вдруг неожиданно, под сводами, глухо прозвучал властный голос, воцарилась тишина, и люди принялись совершать какие-то перебежки, от стола к двери. Вскоре Лиза оказалась в центре толпы, хотя все время неподвижно стояла на одном месте. Потом все заняли круговую позицию, освободив центр пещеры, где отделенными от всех, остались Лиза и ее муж. Только сейчас в непосредственной близости она заметила, какие у него безумные глаза.

Под сводами прозвучал все тот же голос, обращенный к мужу:

- Кто ты?

Он ответил

Теперь тот же вопрос в ее адрес.

Муж смотрел на Лизу, не узнавая ее. Люди перевели внимание на нее в ожидании ответа. Она замешкалась и увидела, что собравшиеся прыжками стали опять передвигаться по кругу, а супруг конвульсивно прыгал на месте.

Голос продолжил, обращаясь к мужу:

- Кто твой помощник?

Лизе показалось, что муж уменьшился на одну треть в росте, а может просто, так сжался. Толпа принялась скандировать:

- Зло, Зло, Зло взяло верх.

Страх навсегда потерять мужа, придал Лизе уверенность, и она, успокоившись, трезво оценила ситуацию. Быстро включилась в непонятную игру и теперь, перемещаясь вместе с народом по кругу, не нарушая ритма, уверенно отвечала на все вопросы, не только в свой адрес, но и касающиеся ее мужа, когда он терялся. Скорость движений вместе с подачей вопросов и ответов на них возрастала, только Лиза уже не сбивалась, ее окрыляли досадные возгласы, по которым она определяла, что идет победа над злом.

Неожиданно, достигшее апогеи напряжение, резко спало, и опять в центре зала образовалось два круга, внутри которых катались шары разных цветов, размером с голубиное яйцо. Лиза заметила, что с мужем произошли изменения, он стал намного спокойней, а его взгляд разумней. Радовала адекватность его реакций на происходящее, он освобождался от пелены наваждения, в котором пребывал ранее.

Между тем, шары в кругах пришли в неистовое движение, быстро вращаясь в центре. Следующей задачей, которую необходимо было решить мужу - указать на круг с шарами, в который перенесена энергия тела Лизы. Супруг смотрел то на один, то на другой, затем встал между ними, но не мог определить наверняка. Из-за ограничения времени он уже собирался наугад указать на любой. Повернувшись к кругу справа, муж неожиданно для себя, почувствовал тепло, исходящее от другого круга. Он понял, что это Лиза пришла к нему на помощь, он ее теперь чувствовал и ощущение счастья, как в первые месяцы супружеской жизни, вернулось к нему. Не колеблясь, он указал на круг слева, и тут же все заскрежетало, издавая непонятные стоны. Сразу одномоментно потухли все свечи.

-5

Держась за руки, Лиза с супругом шли ночью к себе домой. Вот и камень, на котором все также сидела старушка, словно никуда не уходила. Без всяких предисловий, как бы невзначай, она спросила:

- Теперь - то ты поняла кто твой муж? Правильно думаешь, он сын твоей приемной мамы Ани.

Поднявшись с камня, старушка растворилась в темноте.