Древняя Греция – сразу всплывают картинки древней цивилизации: солнечный свет, который отражается на мраморных колоннах и ослепляет, философы, в белых хитонах обсуждают проблемы вселенной, герои сильные, мужественные, борются со злом, олимпийские игры, спортсмены, бегут по древнему стадиону, люди подобны богам. Светлые, чистые, солнечные картинки, картинки - миф, как и вся Греция. Люди той эпохи хотели, чтобы мы запомнили ее именно такой.
Но там где свет, рождаются тени. В тени развивается другой мир, менее яркий и гораздо более реальный и повседневный. Люди, которые строили Парфенон, хотели есть и пить, любили, создавали семьи, рожали детей, удовлетворяли свои повседневные потребности, делали то, что делают в любом организованном обществе. И как в любом организованном обществе, была темная сторона, другая сторона медали. Преступный мир. Это мир, где мы встречаемся с ворами и негодяями, проститутками и сутенерами, убийцами и бандами.
О криминальном мире древней Греции мы узнаем из текстов древнегреческой литературы, судебных исков, разбирательств в мэриях, которые являются документацией и источниками справочной информации.
Проституция: между легитимностью и незаконностью существует с древних времен и выражение «самая древняя профессия» в мире многое говорит о ее долголетии. Существовал институт священной проституции, где жрецы и жрицы выполняли эту функцию в честь различных богов. Афиняне пошли дальше и отнеслись по-деловому, узаконили профессию. Солон (640-560 г. до н.э), один из семи мудрецов древности, заложил основы афинской демократии и сделал проституцию легальной, разрешил публичные дома для того, чтобы защитить чистоту расы от физиологических импульсов молодежи. Ввел соответствующий налог, налог за порнографию (содержание публичных домов и за занятие проституцией), а за изнасилование афинянки полагался штраф 100 драхм.
Мы не знаем, был ли это регулярный налог или он варьировался в зависимости от дохода. Однако известно, что власти контролировали цены за предоставленные услуги. Тариф «дев», певиц, танцовщиц не превышал двух драхм. Если арендодатель поднимал тариф, его наказывали, за повышение цен. Инвестиции в публичные дома были прибыльными. Многие афиняне владели такими домами и параллельно вели другой бизнес. Из налоговой декларации афинянина Эвкалипта известно, что он получил прибыль от двух публичных домов: один находился в городе Пирей (порт Афин), другой в Керамико (район Афин). Однако профессия сутенера-управляющего таких домов, хотя и легальная, была в руках граждан последнего класса.
Хотя проституция была законной, всегда были свои риски. Например, Ирод, в 3 в до н.э описывает сцену, когда некоторые молодые люди сломали дверь публичного дома, подожгли его, украли одну из девушек и избили управляющего.
Женщины легкого поведения были разных возрастов, в основном это были рабыни, бездомные дети и девушки, которые были похищены пиратами и проданы на рынке рабов. Еще были гречанки с других городов, которые были захвачены в качестве трофея после военных действий одного города против другого, их также продавали на рынке рабов и эти девушки либо работали в публичных домах, либо прислугой в обычных домах. Чтобы работать в сфере интимных услуг, нужно было пройти специальное обучение, курс соблазнения. Колебания в цене были очень большими. Максимальная цена десять тысяч драхм во времена Демосфена (384-322 г. до н. э), минимум один обол во времена Солона (640-560 до н.э). Афиняне в основном отдавали предпочтение публичным домам: не было риска заразиться, не нужно было прятаться, искать укромное место. Проституция не была ограничена только домами терпимости. Был также тротуар, площади возле оборонительных стен при входе в город. В поисках быстрого удовольствия присутствовали свои риски, например, хорошо известный случай с Софоклом (афинский драматург, трагик, родился в 496), который после быстрой любовной связи, оказался без одежды, у него украли мантию.
В дополнение к случайным встречам в публичных домах или на тротуаре, были также элитные проститутки, гетеры. Это были образованные, иногда аристократического рода женщины, вот они были достаточно дорогими. Не все могли себе позволить иметь гетеру, это было очень дорогим удовольствием. Антифанис (комедиограф живший в 4 веке до н. э.) писал, что эти «дамы» не так уж дорого брали за прием, а вот их содержание, стоило целого состояния. Иногда гетеры становились женами богатых и знаменитых граждан Афин, например гетера Аспасия и Перикл.
Граждане и гетеры часто заключали договора, любовные контракты, о полном или частичном принадлежности гетеры. Но эти контракты зачастую не соблюдались в полной мере, тогда конкуренты урегулировали свои споры кулаками или иском в суд. Афинские законы считали заключенные контракты действительными, моральные критерии не учитывались. Соглашения - это соглашения, какими бы позорными они ни были, должны соблюдаться. Сохранилась копия любовного контракта, переписанная Плавтом (254 – 184 г. до н.э., римский комедиограф) с греческого оригинала, в котором четко определены обязательства обеих сторон.
Кроме проституции, которая находилась в состоянии между законностью и незаконностью, криминальный мир в древней Греции был украшен различными типами, которые делали его разнообразие еще богаче. Афинский закон включал пять категорий воров: обычные воры, бустеры (грабители одежды, мантии были очень дорогие), мародеры, домушники, карманники. Для греков воровство и грабежи присутствовали не только в мире людей, но и в мире богов. Бог Гермес, согласно греческой мифологии, был защитником воров, но в тоже время защитником торговли и домашнего очага. В комедии Аристофана Птицы описан случай грабежа мантии с применением силы, говорится о бандах, которые орудуют в городе Афины, там где «нет уличного освещения, царит опасность». Самый простой способ украсть мантию без применения силы, это украсть ее в общественные места: бани, спортивные учреждения.
Домушники это еще одна категория преступников. Они всегда проникали в дом прорыв дырку в стене дома со стороны улицы, никогда не заходили через двор. Потому что во дворе могла стоять статуя бога Гермеса и по этичным соображениям нельзя обворовывать дом, где находилась статуя их бога-покровителя. Такого рода грабеж, редко совершал один человек, обычно орудовали банды. Когда грабителей ловили, их судили, суд всегда выносил решение о денежной компенсации в двойном размере, в тюрьму не сажали, поскольку их не было. Если грабили храмы и их содержимое, тогда наказанием была смертная казнь.
Частым явлением были уличные драки, район на район. Во время таких стычек не редко происходили убийства, даже заказные убийства. Убийствами занимался только Верховный суд, наказание: изгнание с города-государства и конфискация имущества. Доказать заказное убийство было тяжело, наказанием была смертная казнь.
Экономическими аферами занималась особая полиция агорономы. Они следили за торговыми соглашениями на Агоре, центральном рынке Афин, контролировали цены и качество товара.
В Афинах, как и всех городах мира, существовали злачные кварталы, это портовая зона и район Керамикос. Эти кварталы были четко распределены между разными группировками, в их состав входили люди без определенного места жительства. Город Мегара был убежищем для всех Афинских преступников: политически опасные граждане, а также те, кто имел открытые счета с правосудием, скрывались там.
В древних Афинах уважение к законам государства было характерной чертой афинского гражданина. Сократ (470-399 г. до н.э., древнегреческий философ) - классический пример. Он был приговорен к смертной казни, но отказался бежать из-под стражи, хотя двери были открыты. Смертная казнь заключалась в том, что нужно было выпить яд. Сократ выпил цикуту (κώνειο), как послушный гражданин, соблюдающий законы государства.
В древних Афинах не было тюрем, а что-то вроде современных центров содержания под стражей, где осужденные оставались в течение нескольких часов или дней. Существовали две основные причины, по которым не было тюрем: во-первых, афиняне придерживались мнения, что гражданин рождается свободным, и тюремное заключение нарушает его права. Во-вторых, честные граждане не обязаны и не должны кормить и поить плохих граждан и государство не должно выделять средства с казны на их содержание.
Суды выносили следующие наказания: смерть, изгнание и штраф. Заключенный в камере смертников пил цикуту, которую он покупал на свои собственные деньги или деньги своих родственников.
Приговор изгнанию выносился в основном тем людям, которые были политически опасны и за непредумышленное убийство с конфискацией имущества.
Финансовые штрафы выплачивали за оскорбления, клевету, кражи, за избиение и многое другое. Воров привязывали к камню позора, который находился на центральной площади Агоры на 5 дней.
Так что древность не была раем. И были люди всех видов. Если сосредоточиться на них, можно сделать вывод, что древняя Греция была местом, где процветали всевозможные незаконные действия. Но это не так. Как и у любого общества, античность имела свою темную сторону, что не очень отличается от сегодняшнего общества.
,