Найти тему
Евгений Ермолаев

Кто такие слепцы - музыканты?

Как то попалась на глаза картина «Слепые музыканты», где несколько слепцов с музыкальными инструментами идут друг за другом, положа руку на плечо впереди идущего товарища. И вдруг вспомнилась картинка из детства – на рынке у входа сидел слепец, и не старый еще, и пел какие – то заунывные песни. Народ останавливался, бросал деньги в фуражку, лежавшую перед слепцом, и, постояв немного, шел по своим рыночным делам. Дело происходило в 70 - е годы. В 80-е такого персонажа встретить у рынка было трудно. Куда-то они подевались.

Кто же такие были слепцы – песенники, слепцы – музыканты? Нищие, таким образом, собиравшие себе на пропитание, или это представители определенной касты, которые знали друг друга и разделившие Россию на территории, чтобы не конкурировать друг с другом, или это мошенники? А главное – о чем пели слепцы? После 1917 года проблемы нищих и прочих асоциальных элементов в СССР не стояло. Их проблемой кроме милиции никто не занимался. Все строили социализм и коммунизм, и не попутчикам места в светлом будущем не было уготовано. От каждого по способностям, каждому по труду. Я поискал в интернете о проблеме слепцов-певцов в советское время – ничего не нашел. Может и есть исследования, но в цифре нет. А вот до революции 17 года исследования жизни и творчества представителей «народной консерватории» и уже в оцифрованных архивных документах можно найти кое то. Мне попался уникальный экземпляр «Этнографического обозрения» за 1906 год.

-2

В этом обозрении опубликована статья М.Н.Сперанского - русского филолога, этнографа, фольклориста, профессора Московского университета, академика РАН. Уже, будучи профессором русской словесности, Сперанский заинтересовался этой темой и познакомился с несколькими слепцами – лирниками. С одним из них я вас и познакомлю (с помощью М.Н.Сперанского, конечно). И так – курский лирник Тихон Иванович Семенов.

-3

Тихон Семенов родился и вырос в д.Переступино Петровской области Рыльского уезда. У него была усадьба. Пахотной земли не было, зато огород с усадьбой имел полтора десятины земли (1 десятина равна 1 гектару или 109 соток), на котором всаживали картофель, капусту, иногда хлеб. Этого участка на прокорм не хватало!!! Представьте, у нас сейчас огороды в 3-4 сотки в среднем. Эти сотки семью из 3-4 человек обеспечивают на целый год овощами и фруктами. А тут 150 соток земли под огородом не могут прокормить 2-3 человек. Как так то? Я чего - то не понимаю. Ну, ладно, из слепца огородник никакой. Кому то эту землю надо обрабатывать? Се равно не стыкуется. 150 соток лопатой не вскопаешь. Все равно нанимать придется людей для вскопки. Короче – не понятно. Отсюда значительным подспорьем Тихону и его жене служил его заработок пением стихов и игрой. Но дома этот заработок плох, т.к. слепцов преследует полиция, и не только преследует, но и банально отнимают нищенские гроши, которые они зарабатывают. Вот в это верю. Грабителей в погонах гораздо чаще можно встретить в жизни, чем настоящих грабителей. Сам имею такой опыт.

Полиция в те времена была еще та. Запрещалось не только сидеть на площади, но и ходить по домам. Поэтому лирники разбредались по окраинам России, где режим для них был послабее. И Тихон уходит на юг - в Таганрог, Тифлис, Севастополь, Ростов.

Все становится ясным, когда знакомишься с биографией Тихона. Когда ему было 12 лет, мать вторично вышла замуж, а отчим отдал парнишку в поводыри. Тогда у Тихона появилось бельмо на глазах. Ходил он со слепцами 5 лет, выучил стихи, научился играть на лире. Почти 9 лет ходил самостоятельно, ослеп окончательно, нанял поводыря. Сколько же зарабатывал Тихон? Поводырю он платил 20 рублей в год, в день зарабатывал до 1 рубля в городах, 20-30 копеек в деревнях. В год набегало до 300 рублей.

А теперь перейдем к теме – о чем поет слепец. В его репертуаре много духовных песен. Тексты ему дают священники в монастырях, а музыку он подбирает сам. Светскую музыку Тихон петь не любит, только когда выпьет, или по просьбе артели рабочих.

Надо сказать, до революции издавался журнал «Русская старина», где нередко печатались песни слепцов. И публика, когда их слушала, была более или менее подготовлена. И представители этого песенного жанра у простого народа всегда встречали хорошее расположение, т.к. по большому счету кроме театров – шапито и балаганов у простого народа культурных развлечений и не было. Интеллигенции, разночинцам до простого народа и дела не было - все занимались собой, своим самосовершенствованием и самолюбованием. А послушать слепцов есть что.

Приведу несколько стихов, но не в полном объеме и в форме понятной современному читателю. Весь стих постараюсь пересказать своими словами.

Главное передать смысл, структуру стиха и его напевность.

1.Духовный стих «Федор Тирин».

«- В славном граде в Иерусалиме

Жил царь Константин Самойлович.

Он ходил до Божей церкви к заутрене.

И тогда выпадала стрила. (По смыслу стрелка, съезд, сходка)

-Становилась против царя Константина Самойловича

И к нему съезжались все князья – бояре.

«Кто пойдет на силу на жидовскую?

И я дам своего коня добрава,

Свою збрую вратную и копье булатное.

-Никто из этих гостей не отозвался

Пойти на силу жидовскую;

Только выискался его чадо милое-

Молодой Федор Тирин».

-Батюшка царь, Константин Самойлович!

Дайте мне свое благословение и коня добрава,

Свою збрую вратную и копье булатное:

«Я пойду на царя того иудейского

И на силу на жидовскую».

«Чадо мое милое, молодой Федор Тирин,

Тебе только от роду двенадцать лет,

Вы на моем коне не езживали

Шелковых поводов не удерживали».

«Да отдайте мне сваво добрава коня-

Я надеюсь все на силу небесную».

Берет книгу – евангелие

И збрую вратную и копье булатное.

Пошел на силу жидовскую

И он побил их, что и счету нет

И утопила его кровь горячая по колено и по пояс», и т.д.

Вот вернулся Федор домой, его встретил отец со святыми иконами, и сели они за трапезу – хлеб-соль покушать. А это время матушка Феодорица Микитишна отвела его коня в поле пастись. И тут, откуда ни возьмись, появился Змей Горыныч и унес матушку родимую Феодорицу Микитишну за море синее, за горы высокие, в пещеры глубокие и приставил к ее грудям двенадцать змеев-змеевичей. Узнал Федор о таком злодействе и пошел к морю. А из моря выплывает кит – рыба. Сел Федор на кита-рыбу и поплыл через море. Потом пошел через горы, через пещеры. Нашел, таки, свою матушку, побил стрелами каменными всех змеев – змеевичей и вернулся во дворец. Незамысловатый сюжет. Но что-то из русских сказок, которые мы читали в детстве, проявляется – рыба – кит, Змей Горыныч, Иванушка, который всех побивахам. Немножко напрягает война русских (по именам) с иудейским царем, с жидовской силой. Такого в известном русском фольклоре не было, хотя эта скользкая тема могла быть и приглушена.

-Вторая песнь – про святого Егория.

«Ва шестом году первой тысячи,

При том царе при Федоре

И при той царице благоверной

Святой Софии – мать премудрой

Спародила Софья себе три дочери

Чатвертаго сына святого Егория.

Стой земли с неверной

Выступал царище Деклитиянище.

Тогда начал Чернив град рубить-пленить,

Тогда забрал младенца на свою землю

И начал его спрашивать, кто такой, какого звания и верования.

«Я верую самому Христу, царю небесному,

Пресвятой Троице неразделенной»

Осерчал царище Деклитиянище и велел пытать Егория – пилами пилили, в смоле варили, заставляли по гвоздям ходить, воловьими жилами секли, садили в темницу, одевали в железные сапоги с острыми ножами и поджаривали. А Егорию хоть бы хны. Ничего не делается. Одно говорит, что верую в Христа и в Троицу. Наконец вырыли глубокий колодец и опустили Егория вниз и закопали песком. Через 33 года ветры выдули пески, разрушили колодец и Егорий вышел наружу и пришел в Чернив град. А город разрушен, осталась только соборная церковь. Зашел Егорий в соборную церковь, помолился святым иконам и пошел в дремучие леса и сказал деревьям: « Стойте леса, не шатайтесь. Из вас я выстрою соборные церкви». И пошел потом к городу Деклинианища и убил его, сказав при этом: « Я не дам тебе року ни на пол часа, А ряку твою веру бусурманскую. А утвержу я веру християнскую». И опять что то напомнило конька – горбунка, где Иван в кипятке купался, и 33 тоже где то встречалось (33 богатыря и дядька Черномор, Илья Муромец просидел сиднем 33 года).

Таких стихов у Тихона было много. Священники того периода были еще тот народ – того, что они вещали в церкви, им было недостаточно. Они понимали, какое влияние на массы оказывают нищие, слепцы, особенно слепцы – песенники, и подсовывали им стихи религиозного содержания, которые слепцы переделывали под себя.

Читая стихи про убийство царя Александра II, невольно стал сравнивать стиль изложения стихов Тихоном со стихами совершенно неграмотной женщины Маруси Горшениной , жившей в селе Сиява Порецкого района Чувашии в 60 –е годы XX столетия. Когда мне было лет 10 -12 , я все лето проводил у бабушки в селе Сиява. Когда приезжаешь в село на автобусе, то среди встречающих всегда была это женщина. Она шла рядом с нами и в стихотворной форме и с напевом излагала все деревенские новости - кто, с кем и зачем. Не дай бог ее обидеть – все, тебе конец - ославит и, вдобавок, в стихотворной форме. Лучше угостить ее чем - ни будь вкусненьким. Я к чему это говорю - стиль, и построение стихов очень схожий был.

Про Александра II.

«Послушайте, друзья,

Про белава царя.

Милостивый государь

Александр Второй царь.

Он с любовью радел,

Всем свободы дать хотел,

Под крылом всех держал,

Всех от казни избавлял.

Он справлял всю законы».

Не понравилось плохим людям, что царь за народ и решили его убить.

«Государя не стребили:

Везде караул стоял,

Государя сохранял.

До марта первого числа

Сохранял Господь царя.

Марту первого числа

Жизнь кончалася царя:

Проявился первый удар

-Государя миновал.

Проявился второй взрыв

Государя поразил.

Тогда государь, батюшка наш

С ног упал,

Жалобно слово сказал:

«Подымите меня, дети.

Я знать отжился на свете».

За что кровь свою пролил?

Всех крестьян на волю отпустил.

Что ты, батюшка, наш земной бог

Лишился своих ног».

Конец стиха:

«Как на государя руки поднять?

Богу слава,

Царям – держава!».

Вот такая история. До революции у властей были и такие пропагандисты, которых особенно и не привечали. Полицейские этих слепцов гоняли с места на место, и, банально, грабили, отбирая все ими заработанное. Времена меняются, а нравы остаются.