Среди отложенных из за пандемии кинопремьер – лента Романа Каримова «Неадекватные люди – 2». Герои сиквела остались те же – Вадим и Кристина - мужчина и девушка с большой разницей в возрасте и жизненном опыте. Только девушка уже превратилась в молодую женщину, и проблемы у персонажей поменялись.
Я впервые встретил Каримова в Уфе на фестивале короткометражных фильмов. Он был начинающий автор, я возглавлял жюри. Вердикт жюри был прост: в фильме звучал мат, первое место решили не присуждать. Но у Романа Каримова были шансы отыграться: не зря он еще в школьные годы ходил в секцию бокса, воспитывая характер.
Второй раз мы встретились на киностудии «Башкортостан», я возглавлял нечто вроде коммерческого отдела, где пытались запустить сериал. Каримов принес туда свой сценарий. Прочитав строки про игру отрубленной головой в футбол, я тихо спросил: «А что это такое?» «Трэш» - ответил мне Роман, повергая в полное недоумение. Понятно, передо мной лежал образец альтернативной культуры. Сериал мы так и не сняли.
Зато о Романе Каримове скоро заговорили вся страна. Фильм «Неадекватные люди» получил Гран – при на фестивале в Выборге. На премьере ленты в Уфе Роман рассказал, что ему пришлось наступить себе на горло, то есть отказаться от резкого противостояния. И написать сценарий, а затем и снять фильм, понятный каждому. И все же я увидел в атмосфере нового фильма знакомый мне трэш. Он отошел как бы на второй план, спрятался в диалоге, в жесты, музыку. Роман не собирался вписываться в общий поток. Позади был накопленный бурный натиск жизни: работа на телевидении в Лондоне, короткометражки в уфимской студии «Муха», выпустившей первый в стране журнал комиксов.
На московских улицах Каримову удалось найти молодую актрису ленты «Неадекватные люди» - Ингрид Олеринскую. Просто по первому взгляду. Удалось и выразить главное: быть неадекватным – значит быть современным. Таков и сам Роман, он действительно независим во взглядах. Его радикализм и даже экстремизм – это не только молодость. Скорее желание стать народным автором, соответствовать духу времени, что отчасти было подтверждено в таких комедиях, как «Гуляй, Вася!».
Даже из Москвы Каримов смог повлиять на уфимскую среду. Среди его друзей, помогавших ему в ситуации, когда денег на картину было катастрофически мало, оказался Вадим Валиуллин. Снимать кино он учился в школе Булата Юсупова, а вот быть неадекватным - у Романа Каримова. Короткометражка Валиуллина «Кредит» в 2016 году взяла главный приз на фестивале «Кинотавр». Героиня фильма – молодая девушка, которая узнает, что смертельно больна. Она идет в банк, где у ней оформлен долгосрочный ипотечный кредит. Разговор в банке сопровождается волной мата. Но это и протест молодых, вынужденных идти в рабство и полжизни работать на высокие проценты.
Пресса пишет, что «Неадекватные люди – 2» - сиквел, к которому Каримов пришел по просьбам поклонников фильма. Но она же писала и о том, что острые социальные сценарии Каримова остались нереализованными. Но жизнь продолжается, зритель ждет такое кино.
Киновед Владимир Жерехов