Если бы мы находились в другой Вселенной, где все люди обладают какой-либо суперсилой, то Марсель Бротарс, бельгийский художник, инсталлятор и скульптор, был бы человеком-мидией. Как и это существо, он умел «закрываться в раковине» - не терять свой талант в огромном обществе – море, а сохранять индивидуальность. С абсолютно каменным лицом, без улыбки, он смеялся над реальностью, искусством, коллегами и, конечно, над самим собой и отображал это в своем искусстве.
Но начнём с того, что он изначально был не художником, а поэтом. Правда его стихи были совсем не востребованными. Чтобы прокормить семью, ему приходилось подрабатывать ночным портье, продавцом книг. И вот однажды он задал себе вопрос: «Не смогу ли я продать что-нибудь другое и достичь успеха в жизни?». Позже он добавил: «Наконец-то мне пришла в голову идея создать что-то неискреннее, и я тут же принялся за дело». Что же такого он сделал? В 1964 году Бротарс залил гипсом 50 нераспроданных экземпляров своих стихов и назвал это «Пенсебете», а знакомый галерист согласился сорокалетнего художника, только начинающего свой путь как художник. Его работы тут же были оценены, а суперсила человека-мидии начала творить удивительные вещи, ведь до Бротарса о такой форме искусства никто не додумался. Например, в 1969 году он взял книгу Стефана Малларме, который распределил строки стихотворений таким образом, что они стали украшением листа. Бротарс вырезал все стихотворные строки из книги поэта и задал вопрос: «Зачем вообще нужен текст, если его никто не читает?». По его мнению, новый вариант был более эстетичным и необычным. Он решил дать возможность смотрящему на «Судьбу» Стефана Малларме человеку самому пофантазировать на тему того, что это за вырезанные кусочки и что вообще здесь было. Так художник вылез из мидии и начал смеяться, не улыбаясь, над текстами в искусстве и над самой Эфтермой, музой поэзии.
Но на этом его месть текстам не закончилась. Далее он снимает фильм на 7 минут по басне Лафонтена «Ворона и Лисица», где мелькает оригинальный текст произведения, но слова все время замещаются каким-то набором посторонних предметов. Например: «Вороне где-то резиновые сапоги послал кусочек букет, на ель ворона молочная бутылка» и так далее.
В 1968 году студенты бельгийской школы Изящных искусств оккупировали один из кампусов и высказали требования о реформировании художественного образования, а также выступили против социального расслоения, устаревших систем и тд. Художники Бельгии решили присоединиться к студентам и поддержать их. Вместе они оккупировали концертный зал дворца искусств. Бротарс не мог оставить товарищей и стал «переговорщиком». Он предупредил руководство дворца искусств, что будет такая акция, чтобы не вызвали полицию и не забрали его коллег.Также он просил художников оккупировать зал лишь на сутки, а дальше вступить в переговоры. Уговоры продолжались 10 дней. В итоге он оставил их и сделал так, что пока художники протестовали, Бротарс воспользовался своей суперсилой мидии и, прямо не выходя из собственной квартиры создал первый в Бельгии музей современного искусства «Музей орлов». Он выбрал именно орлов, потому что это животное было для Бротарса символом свободы, возвышенности, прям как искусство должно быть свободным и возвышенным.
Поначалу его музей состоял всего лишь из таблички с названием, а экспонатов там не было. Вместо этого стояли пустые коробки, в которых обычно перевозят картины, скульптуры и т.д. И даже зная, что в этих ящиках нет никакого искусства, иллюзия его присутствия вполне обозначалась. То есть в музее не было самого искусства, зато были ящики от искусства. Постепенно в музее появляются различные отделы. Поскольку музей назывался «Музей Орлов», Бротарс собирает этикетки, флаеры, брошюры и открытки с орлами или надписями «орёл». Так проучился рекламный отдел. Музей стал популярным и художника начали приглашать в крупные европейские музеи демонстрировать свой проект. Но художник не собирался вывозить свои экспонаты. Он просто искал вещи, мусор, брелоки и тд. с изображением орлов в других музеях. Далее в музее Бротарса появился план помещения, похожий на план эвакуации. Закончился этот проект тем, что создатель написал статью о том, что музей не удался, разорился.
Одним из последних проектов Бротарса является «Белая комната», которая находится сейчас в Парижском центре «Помпиду». Она стала первой работой, привезённой в Москву на выставку «Москва-Берлин» ещё в 2004 году, а показывали ее в историческом музее. Это пустая комната, которая с помощью надписей на белых стенах, становится настоящим музеем, полным значений и смысла. Причём стены были расписаны набором слов, связанными с искусством: «Облака»... «Приз»... «Автор»... «Стиль»... «Творчество»...
АВТОР: МАРИЯ АЛЕКСЕЕВА
РЕДАКТОР: АЛЕКСАНДРА МАКАРОВА