Найти тему
История заблуждений

Газовый фургон - душегубка Второй Мировой войны

Вторая мировая война ассоциируется с ужасными событиями и изощренными методами уничтожения людей. Одним из таких способов убийства является душегубка или, так называемый, газваген. Считается, что мобильные газовые камеры были созданы нацистской Германией для уничтожения населения оккупированных стран и военнопленных. Однако так ли это? Кто на самом деле придумал эту ужасную машину?

Газовый фургон был достаточно прост в работе и представлял из себя грузовой автомобиль с герметически закрывающимися дверями. В полу было размещено отверстие для подачи выхлопных газов в кузов. Двигатели в таких авто отличались от стандартных, что также можно сказать и о системе выхлопа. Габариты машин позволяли вместить в себе от 30 до 100 человек. В фургоне авто обычно вешали лампочку, чтобы испуганные темнотой люди не создавали панику. 

В душегубках было уничтожено огромное количество пленных во время Второй Мировой войны. Очень часто эти машины применялись в концентрационных лагерях для быстрого убийства узников. Подполковник Вальтер Рауфф в своем секретном докладе от 5 июня 1942 года пишет о том, что с конца 1941 года в душегубках было уничтожено 7 тысяч человек только в 3-ех фургонах. За этот период времени не произошло ни одной ошибки в работе машин, то есть в живых не осталось ни одного человека. 

-2

Однако для многих станет неожиданностью тот факт, что фашистская Германия только позаимствовала уже готовый проект у Советского Союза. Придумал и использовал душегубку на практике начальник административно хозяйственного отдела Управления НКВД по Москве и Московской области Берг Исай Давыдович. Именно у него возникла идея о том, что было бы удобно одновременно убивать и перевозить «не нужных» стране людей. Идеально для этого подошел автомобиль с надписью «Хлеб» на фургоне.

Впервые «черный воронок», как его называли в СССР, был использован в 1936 году. В 1939 году Берга расстреляли. Существует предположение, что осудили его именно за изобретение этой чудовищной машины. Однако сам Берг отрицал свою причастность к ней. Официальных подтверждений этому обвинению, факту изобретения и использования душегубки нет. 

Несмотря на некоторые различия, которые можно отметить в устройстве немецкой и советской машин, принцип их работы один - они были созданы для массового уничтожения. Не важно, кто был первым, важно то, что газвагены убили не одну тысячу ни в чем не виновных людей.