«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…»
— Каземир Малевич (с)
Чёрный, как негры в пещере, покрытой мраком ночи(на самом деле, даже и не чёрный). Квадратный, как рисунок первоклассника, который не знает, как пользоваться линейкой. Нет, это не новая серия Губки Боба, это Чёрный квадрат Малевича. Почему именно негры? Почему квадрат неровный? Хо-хо, сейчас всё узнаем.
«Черный супрематический квадрат». Именно так называет свое творение Казимир Малевич. Супрематизм - это направление авангардистского искусства, выражается в комбинации разноцветных плоскостей и простых геометрический очертаний. Где же здесь комбинация? Смотрите зорче. Не видите? Вспомните притчу про лист бумаги и точку. Комбинация здесь задается из белого и черного, создавая своеобразную динамику. Немного по-другому заиграла картина, да? Дальше - лучше. Квадрат - не квадратный. Он скорее трапеция, одна сторона чуть длиннее остальных.
При том, большая сторона, по задумке автора, должна быть сверху. Очень долгое время картина висела “вверх ногами” в Третьяковской галерее. Забавно, не правда ли? И это еще не все. У вас есть с собой рентгеновские очки? Какая жалость. Что ж, лезем в гугл и ищем там снимок рентгена Черного квадрата. Какие-то фигуры, вроде даже лошадь узнается. Об этом позже. Кстати, под рентгеном видно три слоя, на одном из них даже что-то написано. “Битва негров в пещере, глубокой ночью”. Запись отсылает к монохромной картине Альфонса Алле, который еще в 1882 году написал свой “черный прямоугольник”, опережая этим Малевича. На самом деле, Казимир Малевич вложил куда более глубокий смысл в свою картину, нежели просто прикладное черчение.
Значение Черного квадрата столь велико для того времени, что автор сего творения нарёк себя «Президентом космического пространства». Более того, многие забывают, что Чёрный квадрат шел в серии с другими картинами: Чёрный шар и Чёрный крест. Настолько квадрат привлекал к себе внимание. И вот почему. “Последняя футуристическая выставка картин 0, 10” - выставка, на которой в первый раз и появился Чёрный квадрат. Висел он в “красном уголке”, в правом углу восточной стены, куда обычно в избах вешались иконы. Такое место считалось центральным в доме. Малевич лично развешивал картины за ночь до выставки , чтобы никто не увидел. Зачем? Обратите внимание на название выставки: “последняя футуристическая” - это обозначение новой эпохи, уход от футуризма к супрематизму, а цифра 0 означает конец и начало, отрицание всего, что было до и переход к новому искусству (цифра 10 просто говорит о количестве художников-участников выставки). Кстати, помните, одна сторона квадрата чуть больше остальных? Так вот, эта сторона как бы вбирает в себя все, что было до него и становится квадратом. Возможно, по этой же причине здесь нет черной краски. Слой, который мы видим, образован смешением всех цветов, кроме черного и белого. Поэтому то он и не чёрный. В общем, квадрат, является своего рода революцией, нулем, точкой отсчета в искусстве.
Что ж, перейдем к истории создания. А точнее, к трем теориям создания. Значится, помните несколько слоев на рентгене? Какие-то фигуры, лошади… Так вот, первая теория в том, что когда художников пригласили на выставку, у них было мало времени на написание картин.Также нужно было заполнить зал картинами, а пространства там было очень и очень много. В общем, Малевич рисовал-рисовал свои фигуры, да решил закрасить все “чёрным” цветом, в квадратик, и назвать это своей картиной. Следующая теория опирается на футуристическую оперу “Победа над солнцем”. Фокус здесь был на единение алогичности художественного, литературного и музыкального оформлений. За декорации отвечал наш дорогой Казимир Малевич. И здесь в первый раз появляется Черный квадрат, вместо солнечного круга (1-ое действие, сцена 5-ая). Это победа человеческой активности над пассивностью природы. Наконец, теория третья. Мысль здесь следующая: в какой-то момент своей карьеры (до Чёрного квадрата) Малевич рисовал на заказ голых натурщиц. В очередной раз художник пришел домой уставший и лёг спать(жили они тогда в Лефрутово Лефортово). Его супруга(что забавно, её звали Казимира!) в порыве ревности зарисовала одну из картин чёрной краской. На утро Малевич проснулся, увидел деяния своей жены и это, якобы, породило первые мысли о Чёрном квадрате. Смех смехом, а теория такая есть.
Подведем итог: Черный квадрат - совсем не чёрный и совершенно не квадратный(кругом обман :с). Тем не менее, в истории искусства это важная точка. Настолько важная на тот момент времени, в ту эпоху, что Казимир Малевич сметает этим самого Бога, провозглашая себя демиургом(буквально). Ну а нам, простым смертным, остается лишь смотреть на квадратную точку, разделяющую пространство на до и после
АВТОР : МАТВЕЙ ДЕНИСОВ
РЕДАКТОР : МАКАРОВА АЛЕКСАНДРА