Найти в Дзене

Скрипичный концерт Стравинского

Музыкальные альбомы, которые на меня повлияли. Я училась на последних курсах училища, когда в домашней фонотеке мне попалась виниловая пластинка скрипача Хаймена Бресса (запись с Пражским симфоническим оркестром). Исполнял он концерты Арнольда Шёнберга и Игоря Стравинского. Ну, поставила, послушала, и.... Залила надолго. Концерт Шёнберга тогда оставил просто лёгкое недоумение. А вот Стравинский... На тот момент я ещё довольно плохо его знала и концерт, фактически, был первым произведением композитора, которое я слушала много и по-настоящему. Это было так необычно, так ново для меня, что захотелось сразу же послушать второй раз. Потом третий. И, насколько я помню, пластинку я послушала раз 8-10 подряд. Почему? Потому что концерт этот оказался похож на многослойный десерт. Ты подцепил ложкой верхний слой этого десерта, необычный, с экзотической ноткой, а под ним обнаруживается ещё один, с кислинкой. А ещё ниже сладкий шоколадный. А в основе оказывается абсолютная классика кондитерского искусства. Все вместе вроде и не должно сочетаться. Но чем дольше ты пробуешь этот десерт - тем больше понимаешь, насколько все гармонично.
Так и в музыке концерта: на верхушке этого музыкального айсберга находятся диссонансы, резкие аккорды, а в основе - Бах. Не верите? Тем не менее, у музыки Стравинского очень много общего именно с Бахом. Так же как у музыки минималистов масса пересечений с музыкой итальянского барокко. Стравинский, несмотря на всю свою колкость, ироничность и остроту, был именно тем человеком, который вернул музыке баховскую вертикаль. Посмотрите на его партитуры: видите этот лес корабельных сосен? Безусловно. Это вам не хаос романтических партитур, не прозрачность холодного классицизма. Но и не восхитительный паззл Шостаковича, не Прокофьевкие линии. Концерт Стравинского строен, математичен, наполнен символикой, но , при этом , не холоден. И да - корни его именно в музыке Баха. Наверное, именно поэтому могу посоветовать слушать концерт Стравинского в исполнении скрипачей, которые умеют исполнять Баха. А ещё этот концерт очень интересно играть. Это невероятная зарядка для мозга: как красивая и интересная математическая задача. Или как масштабное полотно, которое, если на него смотреть вблизи, распадается на мазки и пятна. А если отойти и правильно выставить свет - полотно становится целостным, сюжет рельефным, а краски яркими.
Кстати, как раз вот исполнение Хаймена Бресса мне оказалось не очень близко. Как, собственно, и Ойстраха. Но да: про эту пластинку я здесь пишу по той причине, что с именно с нее началось мое приключение с музыкой XX века. Классное приключение, надо сказать.