Найти тему

"Скоро экзамены, а она только о развлечениях и думает, не поступит же." Делюсь опытом работы с "ленивым" подростком

11 класс, дело движется к лету, а будущий счастливый выпускник даже и не думает приступать к подготовке к экзамену, или садится за книжки крайне неохотно, и результативность процесса обучения явно под сомнением. Знакомая ситуация?

Фото из интернета
Фото из интернета

Такую картину я часто наблюдаю, когда меня приглашают подтянуть знания ребенку. Родители надеются, что я найду тот самый "золотой ключик" к мотивации их чада, который был потерян и, кажется, довольно давно. Но так ли он потерян?

Вот реальная ситуация. Пригласили меня к такой "подающей надежды, но ленивой" девочке. И, действительно, все первое занятие я с трудом удерживала ее внимание на обсуждаемой теме. На свои места все расставил очень короткий диалог:


- А ты хочешь вообще поступать в Бауманку?
- Мама хочет

Ответ меня не удивил, это очень часто встречающаяся ситуация. Мама хочет, понимаете? Не она, а мама. И в этой простой мысли заключается вся суть проблемы. Скажите честно, вы сами стали бы напряжённо работать ради цели, которая вам не нужна, которая не вызывает у вас никакого отклика, и, откровенно говоря, вы с трудом понимаете зачем это нужно? Думаю, что ответ на этот вопрос очевиден.

И поэтому первое, о чем надо себя спросить в такой ситуации: "А что же хочет мой ребенок?" А еще лучше задать этот вопрос самому ребенку. И постараться услышать ответ, даже если он вам не понравится, потому что именно в нем находится та самая мотивация, которую вы так ищете.

В моей истории реальной мотивацией у девочки были развлечения, тусовки и мальчики, а на физику с математикой ей было начхать с высокой колокольни. Зато как у нее загорались глаза, когда она рассказывала куда и с кем они ходили, где гуляли, что видели. И именно с этим я и стала работать.

Ну вот мотивация найдена, и что с ней теперь делать? Она же совершенно не сочетается с учёбой.

Поверьте мне, очень даже сочетается. Просто необходимо найти точки соприкосновения между желаниями ребенка и конечной целью - поступлением в вуз, тогда учёба станет просто промежуточным, но необходимым действием на пути к его же желаниям. А ради своих хотелок дети готовы на многое.

Что общего у развлечений и Бауманки? Тут мне на помощь пришли два факта. Первый - у меня друг учился в этом вузе, и потому я знаю много историй об активности внутри института. И второй - в физмате мальчиков сильно больше чем девочек, и в данной истории это был хороший связующий факт.

Далее идет третий и самый важный этап, нужно "вкусно" преподнести эту взаимосвязь ребенку. Смысл в том, чтобы он сам захотел поступить в вуз, чтобы эта цель стала его целью, совершить эдакую замену в его голове, показать что там он получит то, что на самом деле хочет. Но для этого нельзя обесценивать его желания, нужно наоборот поддержать их, получить удовольствие от них вместе, это очень важно. Иначе вам просто не поверят.

В моей истории я начала по чуть-чуть между делом вворачивать байки про студенческую жизнь Бауманки и свою собственную. И это стало давать эффект. Ей стало интересно, а это было главным. И уже на этом интересе мы начали работать над поступлением.

Не бойтесь, что все внимание ребенка уйдет на сторонние темы, вы взрослый человек и сможете выдержать баланс. Заметили, что интерес и энергия ушли, значит стоит разбавить ситуацию и дать ребенку отдохнуть, параллельно накинув ему еще немного "вкусностей". Главное помнить, что ваш ребенок - уже имеет мотивацию, ваша же задача ее просто раскрыть и научить прикладывать ее к полезным вещам.

Кстати, девочка из истории поступила таки в Бауманку и даже уже успешно окончила ее. А ведь она была "крайне немотивированным" подростком)