Найти тему
Журнал PhotoCASA

Как рождается идея? Советы от нестандартного амбассадора

Оглавление

Каждый фотограф или зритель хотя бы раз задавался вопросом о том, как рождается идея, что способствует её появлению и воплощению в жизнь. И сегодня мне хочется рассказать вам о том, откуда я сам черпаю вдохновение и как подхожу к проработке идеи, сценарию, организации и проведению съемки. Действительно, вопрос о том, как создать интересный, волнующий и даже шокирующий кадр, будоражит умы десятки тысяч людей. Поэтому мне захотелось поделиться с вами тем, с чего я начинаю сам. Давайте по порядку разберемся с тем, какие этапы ждут вас при формировании идеи и образа для съемки.

Не бойтесь экспериментировать. Позвольте вашему подсознанию сделать львиную работу за вас. А вам останется лишь собирать восхищенные вздохи
Не бойтесь экспериментировать. Позвольте вашему подсознанию сделать львиную работу за вас. А вам останется лишь собирать восхищенные вздохи

Для чего съемка? Коммерческая или творческая?

Конечно же любая съемка это бесконечно творческий процесс, даже если вы снимаете каталог для магазина одежды, обуви, да чего угодно. Но все-таки необходимо точно понимать какие снимки вам нужно будет сделать в обязательном порядке. 

Если съемка творческая и предназначена для пополнения вашего портфолио и портфолио других членов вашей команды, то все проще — вам необходимо просто договориться между собой в каком стиле будет съемка и какой основной концепт. Как правило, в таких съемках есть инициатор, который предлагает команде свою творческую задумку, и с их помощью воплощает её в жизнь. 

Откуда берется эта творческая задумка? — спросите вы. Потерпите, я еще расскажу об этом, а сейчас мне хочется отметить, что есть творческие съемки в чистом виде, о которых я уже сказал, и коммерческие съемки не лишенные творчества. 

Если ваша съемка имеет коммерческую основу, то скорее всего вы уже получили техническое задание, в котором подробно описаны все требования к исполнению и качеству конечного материала — разрешение, формат, стиль обработки, сроки исполнения, обязанности сторон и многое другое. В этом случае вы работаете по четко сформулированному для вас заданию, практически без творческой составляющей. Хотя она все-таки должна быть, иначе вы устанете делать одно и то же и просто перегорите. Я расскажу вам на примере съемки кроссовок Nike, Puma, Adidas и многих других мировых брендов, которые я снимал для магазина Sneaker Street. И расскажу я вам о том, как я сделал съемку интересной для себя, своей команды, приятно удивив результатом своего заказчика. 

Конечно же у меня было техническое задание, по которому мне необходимо было сделать по шесть фотографий каждой пары кроссовок для нового каталога — сверху, с обеих сторон, снизу и под углом. А теперь представьте, что делать это необходимо ни с одной, ни с двумя парами, а с несколькими десятками на протяжении 4 часов. Довольно изнурительный и монотонный труд, лишенный всякого вкуса творчества и полета фантазии. 

Еще не приехав на съемки я знал, что отработав обязательную программу съемки, я сделаю серию фотографии с интересной и неординарной идеей, способной остановить взгляд зрителя. За несколько часов до съемки я уже знал, что именно буду снимать, с использованием каких цветовых сочетаний и приемов. И вот, что у меня получилось. Но откуда я взял эту идею?

Старайтесь мыслить нестандартно, посмотрите на то, что собираетесь снять и спросите себя, что именно для вас это?
Старайтесь мыслить нестандартно, посмотрите на то, что собираетесь снять и спросите себя, что именно для вас это?

Творческий подход

Если рассматривать цепочку мыслей при формировании идеи для съемки кроссовок, то вот, что творилось в моей голове. Еще в момент переговоров с представителями магазина Sneaker Street я затронул вопрос о том, какой их покупатель и кто он. Конечно же, ответ я знал заранее — это молодежь с нетипичный взглядом на жизнь, имеющая некоторый протест и дерзость, которых лишено старшее поколение. Эти люди одеваются так, как им нравится, а не так, как требует dress code. Они ведут себя так, как им захочется, порой вызывающе и слегка агрессивно. Но агрессия эта не несет в себе разрушительный характер, наоборот, она имеет большую созидательную силу — это энергия в чистом виде. Мне не нужно было, чтобы мне рассказывали об этом, я и сам знаю это лучше других. Все, что мне нужно было — это увидеть отклик в глазах партнеров. И это произошло. 

Именно поэтому я выбрал за основу идеи съемки нательную живопись, отражающую характер людей, которые покупают такие кроссовки, и яркий желтый цвет, символизирующий энергию. Смешав это, я получил отличный "идейный коктейль" для съемки. Как вы уже наверное догадались, на снимке изображены кроссовки и руки, а вовсе не ноги. 

Кстати, руки эти моей сестры — Дарьи Самсоновой. Она стилист-имиджмейкер, поэтому следит за стилем на моих съемках. Для тех, кто еще не заметил, подскажу — на правой руке на снимке вы увидите силуэт легендарного баскетболиста Майкла Джордана, рядом с которым находится перечеркнутая красной линией надпись "Give up", что в сочетании означает "Никогда не сдаваться". Вот такой интересный подтекст на фотографии. Конечно же многие не замечают этого, а те кто заметил не сразу разгадают всей тонкости творческого посыла. Но одно известно точно — подсознание человека гораздо шире. И все увиденное им работает, и довольно сильно. Задумайтесь над этим и будьте более внимательны к мелочам на своих снимках.

Я никогда не рассказываю своим клиентам о том, что они получат в итоге, пусть это остается загадкой и приятным сюрпризом для них. Такая интрига вызовет гораздо больше эмоций. Проверено ни один раз. Поэтому творческий подход есть в каждой из моих съемок.

-4

Техническое задание или полет фантазии?По сути это риторический вопрос.

Если техническое задание есть, оно всего на всего регламентирует обязательную часть съемок и не запрещает заниматься творчеством. Конечно же, в большинстве технических заданий есть раздел, в котором определяются авторские права и многое другое, но я думаю, что в большинстве случаев всегда можно договориться на что-то интересное. Как правило, клиентам нравится видеть себя или то, что они представляют покупателям, с другой стороны.

Бывает и такое, что технического задания как такового может и не быть. И я скажу вам по секрету, что таких случаев большинство. Вот тут то и начинается безграничный полет сознания. Вы можете сделать все, что захотите, ведь ваш партнер выбрал именно вас за ваше видение. Доверьтесь себе и делайте то, что обычно делаете — творите!дивите своего зрителя, ведь он именно этого от вас ждет. Подарите ему иллюзию, нерв, эмоцию. Выведите его из равновесия и он будет вам благодарен

Откуда черпать вдохновение?

Для каждого человека есть свой собственный неиссякаемый источник вдохновения. Для одних это книги или фильмы, для других — истории людей и путешествия, для третьих — музыка или что-то еще. Я стараюсь черпать вдохновения понемногу из каждого из этих источников, соединяя полученное воедино. Именно так и появляется законченная и готовая идея для съемки. 

Иногда для того, чтобы начать нужно совсем немного — какой-то кусочек информации, повисший у вас в сознании. Это может быть что-то увиденное вами, как, например, парящая птица или расходящиеся на водной глади круги от скатившегося камня или какая-то оторванная от реальности фраза. 

Все что требуется дальше — это дать согреться этому зернышку у вас в голове и прорасти в гениальную идею. Что оставлять в своем сознании? — спросите вы. Определить это очень просто. Если что-то задело вас за живое, значит оно стоит того, чтобы дать себе возможность поразмыслить над этим. А дальше ассоциативный ряд и сравнения.

"Хорошие художники копируют, великие художники воруют" — Пабло Пикассо
"Хорошие художники копируют, великие художники воруют" — Пабло Пикассо

Давайте рассмотрим еще один пример коммерческой съемки, которая приобрела творческий характер, и, став успешной, породила замечательную работу. 

Передо мной стояла задача сделать обложку альбома "Дорогу молодым" для известного рэп-артиста Дави. Я думаю, многие наверное видели бесконечное число однотипных обложек, не имеющих ни содержания, ни стиля. 

Все дело в подходе — если подойти к съемке без обдумывания образа, то ничего не выйдет. Но вот если проникнуться, пропитаться энергией того, что вы визуализируете, то результат превзойдет все ожидания. Именно так я и поступил. Я прослушал несколько десятков раз альбом, к которому нужно было сделать обложку, и каждый раз старался представить, что рождается в моей голове, что меня интересует. 

Рэп очень часто ассоциируют с грязной музыкой, именно по этому на снимке присутствует грязь. Сделана она непосредственно на съемке с помощью черной гуаши, нанесенной на стекло, стоящее между камерой и артистом. Эта грязь закрывает практически все лицо артиста, оставив для зрителя видимыми лишь глаза. Все дело в том, что музыка, которая находится за этой картинкой, чистая и создается светлым сознанием с глубоким желанием привнести в этот мир хотя бы немного красоты и гармонии. Вот почему на фотографии зритель может увидеть чистый взгляд. 

При этом, если вы обратите внимание, у девы Марии, изображенной на руке артиста, глаза наоборот закрыты. Сделано это не случайно и имеет свой сакральный смысл — святые не должны видеть как приходится заниматься грязным делом. Теперь я думаю вы по-другому взглянули на эту фотографию. Не все лежит на поверхности, но этого и не должно быть. Гораздо интереснее узнавать о фотографии больше постепенно, разгадывать ее.

Визуализация

Многие люди визуалы, поэтому лучше воспринимают информацию глазами. Поэтому я рекомендую всем замечательный источник вдохновения — Pinterest. Буквально получаса вам хватит для того, чтобы найти несколько интересных идей для вашей будущей творческой съемки. Ко всему прочему, теперь Вам будет проще рассказать участникам съемки, что именно вы хотите добиться от них.

Текст и фото: Максим Самсонов

________________

ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ PHOTOCASA и ЧИТАЙ ЖУРНАЛ