В прошлой статье я рассказывал о наставниках и их основных функциях. Наставники, как и герои, весьма разнообразны в своих образах, а классическим «мудрым старцем/старухой» уже никого не удивишь.
Наставники могут стать весьма неординарными персонажами, а иногда — чуть ли не главным украшением истории.
«Бойцовский клуб» Чака Паланика, где Тайлер Дёрден — очень яркий наставник. Или фильм Антуана Фукуа «Тренировочный день» про двух полицейских. Один из них — лютая смесь наставника и тени.
Основные типы наставников
Тёмные наставники
Среди героев встречаются антигерои, а в рядах наставников — тёмные наставники. Вряд ли их можно назвать «антинаставниками» — звучит, мягко говоря, не очень...
Такие наставники склоняют героя к тёмной дорожке и тем самым, намеренно или нет, проверяют его на прочность. Сломается или нет? Поддастся искушению или окажется достойным высокого звания?
Наставник может не знать, что учит кого-то. Умный герой сможет прийти к нужным выводам самостоятельно.
Падшие наставники
Бывает, что наставник — сам в прошлом герой. Иногда такой наставник так и не завершил собственный путь героя: не справился с трудностями, получил физическую или душевную травму, а может банальное постарел.
Теперь незавершённое путешествие гложет его. Возможно, он хочет добраться до цели опосредованно, передав знания следующему поколению.
Постоянные и мимолётные наставники
Наставники героя могут следовать за ним весь путь и даже больше — из одной историю в другую. А могут запомниться случайной, едва заметной встречей, но от этого не менее важной для сюжета и становления героя.
Множество наставников
Обучением героя может заниматься не один, наставник, а несколько. Так сказать, взять на вооружение разделение труда.
Один учит героя с какой стороны хвататься за двуручный молот, а другой — как вышивать крестиком, чтобы смягчить душевные переживания.
Внутренние наставники
Выделю ещё раз, что архетипом может стать всё, что угодно. Так что наставник свободно помещается внутри сознания: собственный кодекс чести, неписаный свод правил или даже галлюцинация.
В книге Воглера также упоминаются комические наставники, наставники-шаманы и ещё раз подчёркивается гибкость архетипа:
«Персонаж, первоначально проявляющий себя как герой, оборотень, плут или даже злодей, может временно надеть маску наставника, чтобы научить чему-то или дать что-то герою».
Главное понять принцип: наставник направляет героя, обучает его и даёт знания либо дары. А уж куда склоняют наставники героя и каким способом — всё это на усмотрение рассказчика.
#вольный конспект
Оглавление путешествия писателя
Следующая статья в рубрике:
Архетип привратника
Предыдущая статья в рубрике:
Каким должен быть наставник героя?