Найти тему
Кавказ Пост

Как дети становятся бывшим

фото из открытых источников
фото из открытых источников

По статистике, в России распадается больше половины заключенных браков, что делает нашу страну одним из мировых лидеров по количеству разводов. Сейчас в РФ живет около 17 миллионов семей с детьми, и каждая третья из них – неполная. Как правило, в таких семьях детей воспитывают матери. И очень часто – без финансовой поддержки от отца ребенка.

В базе данных Федеральной службы судебных приставов постоянно «висит» многомиллиардная сумма задолженности по алиментам. За 2019 год ее совокупная сумма достигла 152 миллиардов рублей, что на 13% больше, чем в 2018 году и в семь раз больше, чем в 2012. При этом только 10% от этих сумм удается взыскать.

Несмотря на множество различных механизмов принудительного взыскания алиментов, неплательщики легко уклоняются от финансовых обязанностей перед своими детьми. Или не платят вообще, или перечисляют «смешные» суммы. И это становится российской традицией.

В советские времена такой проблемы не было – тогда работали все, и зарплата могла быть только «белой» и официальной. В бухгалтерию плательщика алиментов поступал исполнительный лист, и платежи вычитались из его зарплаты и перечислялись взыскательнице. Так и сейчас можно сделать – если только плательщик официально работает.

А сумма алиментов будет справедливой только в том случае, если зарплата «белая». Но на практике так случается далеко не всегда – скорее, редко.

Наталья после развода в одиночку воспитывает двух дочерей. Суд без проблем назначил ей алименты – 33% от всех доходов бывшего мужа. Только тот официально нигде не работает, имущества не имеет. А на банковском счете «завалялось» всего 49 рублей. Их приставы сняли и перечислили Наталье. Это и были все алименты за несколько лет.

Когда должник не имеет официальной работы, приставы считают ему ежемесячные платежи исходя из средней зарплаты по стране. Формируется долг, который за годы неплатежей может достигать сотен тысяч. Если у должника нет имущества и денег на счетах, взыскать эти деньги невозможно.

   фото из открытых источников
фото из открытых источников

Есть другие меры принуждения – например, приставы могут запретить должнику выезд за рубеж. Только кому-то это не мешает, потому что за рубеж он не собирается. А кто-то может этот запрет легко обойти.

«Например, можно поехать в Белоруссию и улететь в любую зарубежную страну из Минска. На границе с Россией нет соответствующего контроля, а при вылете из Белоруссии у местной погранслужбы нет российской базы судебных приставов», - рассказывают юристы по семейному праву.

   фото из открытых источников
фото из открытых источников

Несколько лет назад приставы получили право приостанавливать действие водительских прав должника по алиментам. Казалось бы, действенная мера – кто же захочет лишиться возможности сесть за руль. Однако и ее можно обойти.

Бывший муж Светланы около года не платил алименты на из сына. Официально он нигде не работал. Долг превысил сотню тысяч рублей. При этом мужчина ездил на автомобиле, оформленном на отца. И Светлана решила в качестве инструмента взыскания применить лишение водительских прав. Однако приставы не смогли это сделать: мужчина молниеносно открыл ИП с видом деятельности «такси». А если водительские права обеспечивают должнику единственный вид заработка, их нельзя арестовывать. Кстати, от появления ИП алиментов больше не стало: на счету должника по-прежнему не было ни копейки. И тот факт, что мужчина на самом деле не работал таксистом, тоже ни на что не повлиял.

По информации УФССП РФ, мужчины составляют 4/5 должников по алиментам. Их средний возраст – от 30 до 42 лет. В прошлом году российским приставам удалось взыскать в общей сложности более 17 миллиардов рублей долгов по алиментам. Однако при этом общая сумма долгов осталась на отметке более 150 миллиардов. Сейчас средний «алиментщик» имеет долг в районе 200 тысяч рублей.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

По словам самих приставов - если должник не хочет платить, заставить его очень трудно. В законах множество лазеек, которыми можно воспользоваться. Самая эффективная процедура – это направление исполнительного листа на работу должника. Тогда у него удерживают алименты из зарплаты, и они регулярно поступают взыскателю. Только должник часто оформлен на «минималку», или вовсе на полставки. И тогда величина алиментов составляет 2-3 тысячи рублей. На эту сумму невозможно содержать ребенка.

Выход из подобных ситуаций – назначение алиментов в твердой денежной сумме. Для этого взыскатель должен подать в суд иск с просьбой перейти от назначенных процентов по доходам к твердой сумме. Однако процедура не так проста. В большинстве случаев придется нанимать юриста, чтобы он составил иск и принимал участие в заседаниях. Юристу надо за это платить. Кроме того, следует собрать чеки минимум за три последних месяца, подтверждающие расходы на ребенка. Все это потребуется как обоснование запрашиваемой суммы. Из-за этих сложностей, а главное – расходов на юриста – не каждая взыскательница берется за эту процедуру.

   фото из открытых источников
фото из открытых источников

Но бывают и исключения. Светлана сама составила судебный иск на твердую сумму и выиграла дело в суде без найма юриста. Но ее бывший муж был индивидуальным предпринимателем, а алименты она просила назначить всего лишь в сумме половины прожиточного минимума на ребенка. Это «легкий случай».

«В России есть устоявшаяся судебная практика, что алименты с ИП назначаются в твердой сумме, поскольку у них доходы нерегулярные. Судьи на это идут очень легко. У «бывшего» по ИП был заявленный доход в 6 тысяч рублей, то есть на сына он должен был платить всего полторы тысячи. Я попросила пять тысяч – это была половина прожиточного минимума на ребенка. По Семейному кодексу, родители обязаны в равной мере обеспечивать детей. То есть – каждый по половине прожиточного минимума. Хотя бы. Суд встал на мою сторону, даже чеки о расходах на ребенка не понадобились», - рассказала Светлана.

Но даже если удалось добиться назначения алиментов в более или менее ощутимой сумме, гораздо трудней их взыскать. Приставы имеют право арестовать и продать с торгов имущество должника. По статистике, это используют редко: в конце прошлого года таким образом было взыскано меньше 2% долгов.

Причина в том, что должники скрывают имущество: переписывают его на родственников и друзей. Можно арестовать даже домашний скарб должника: бытовую технику и электронику, мебель. Однако это плохо продается с торгов и приносит очень маленькие суммы.

В нашей стране систематическая неуплата алиментов считается уголовным преступлением. Максимальное наказание – один год лишения свободы. Но и этот инструмент плохо действует и применяется редко. И дело не только в недостатках работы приставов или судебной системы.

Сами взыскательницы далеко не всегда хотят, чтобы у ребенка был отец с уголовным прошлым. Это означает лишить ребенка возможности работать на государственной службе, в прокуратуре, суде и тому подобное. То есть, по сути, ребенок будет наказан сильней, чем отец.

Кроме того, если ответчик платит ежемесячно хотя бы какие-то суммы, в возбуждении уголовного дела может быть отказано.


Этим и пользуются должники – перечисляют по 500 рублей в месяц, и все.

С 2016 года должника могут привлечь к административной ответственности, если он не платит алименты второй месяц подряд. За это назначается штраф в пользу государства или обязательные работы: обычно это уборка улиц или что-нибудь в этом роде. Если после этого должник так и не платит, его можно привлекать к уголовной ответственности.

Надо сказать, что приставам постепенно дают все больше новых инструментов для взыскания долгов по алиментам. Сейчас в Госдуму внесен новый законопроект, где предлагается учитывать уклонение от уплаты и сокрытие доходов - иужесточать наказание — до двух лет лишения свободы.

Юристы отмечают, что прежде всего должно поменяться отношение общества к проблеме долгов по алиментам. Сейчас превалирует идея, что нужно стараться платить поменьше. А нужно, чтобы общество осуждало таких людей, чтобы несознательный алиментщик стал социально неодобряемым. Чтобы это было позорно – не платить алименты.

Сейчас мужчины между собой хвастаются тем, что не платят алименты или платят копейки. И все аплодируют такому человеку. Сейчас даже в Госдуме звучат мнения, что нужно контролировать не только алиментщиков, но и взыскателей: потому что женщина якобы может пойти и потратить деньги, предназначенные ребенку, на себя в салоне красоты. Якобы поэтому мужчины и неохотно платят алименты: не хотят финансировать визиты к косметологу для бывших жен. Если сравнить средний размер алиментов (5 тысяч рублей) и средний ценник визита к косметологу (25 тысяч рублей), подобные предположения звучат странно.

Еще одну инициативу с надеждой восприняли взыскатели, и скептически – власти. Речь идет о создании в России специального алиментного фонда, из которого могли бы погашатьсянакопившиеся долги. Эту идею в 2013 году Владимир Путин прокомментировал как сомнительную. Он сказал, что так можно вообще лишить ответчиков мотивации заниматься детьми. А зачем? Государство разберется…А как оно разберется?

Вопрос о создании алиментного фонда до сих пор не решен и время от времени поднимается в Госдуме. Однако ни одно министерство так и не выступило в его поддержку. Вместе с тем мамы-взыскательницы в социальных сетях говорят о том, что если бы государство компенсировало долги по алиментам, то судебные приставы искали бы должников эффективнее.

Однако есть другая компромиссная мера. Если судебные приставы в течение года не могут разыскать должника по алиментам, его можно объявить безвестно отсутствующим. В этом случае ребенок будет получать пенсию по потере кормильца – около 5,5 тысяч рублей в месяц. В ряде случаев это превышает сумму алиментов, которые назначил суд.

Соответствующие поправки к закону приняты в марте 2018 года, и это сегодня единственная государственная мера поддержки одиноких родителей, в пользу которых накопился безнадежный долг по алиментам.

Влада Волошина