Сейчас сложно представить, что Вьетнам, неотъемлемая часть т.н. синосферы (зоны культурного влияния Китая, к которой традиционно относятся также Корея и Япония), некогда был объединен в одно государство из двух совершенно разных государственных и этнических образований.
Собственно говоря, вьетнамская государственность уходит корнями в Дайвьет – страну, некогда бывшую данником Китая. В начале X столетия, пользуясь ослаблением династии Тан, вьеты усилили борьбу за независимость.
Вначале их автономия была несколько беспорядочной, однако к 938 г. Дайвьетом была достигнута полная независимость от Китая. С тех пор вьеты перестали подчиняться императорам Поднебесной, а править начала династия Нго (939-965 гг.).
В 1010 г. вьетский император Ли Конг Уан строит столицу в Тханлонге (будущий Ханой, название города переводится с вьетнамского как «летящий дракон»).
Продвигаясь на юг, вьеты столкнулись с Тямпой (Чампой), ставшей им непримиримым противником на долгие столетия.
Расскажем, собственно говоря, о Тямпе. Сразу стоит отметить, что в определенный период своего существования Тямпа / Чампа (Chăm Pa, Chiêm Thành) – это не совсем царство, а своего рода конфедерация княжеств, существовавшая почти тысячу лет: с VII-XVII вв. В древности земли Тямпы занимали всю территорию южного и центрального Вьетнама.
Еще в VII в. Тямпа подверглась культурному влиянию Индии, откуда через страну кхмеров пришел индуизм (в форме вишнуизма и шиваизма).Большинство упоминаний вишнуистского культа в Тямпе датируется серединой VII столетия и связано с царем Пракашадхармой-Викрантаварманом. Он был союзником кхмерской семьи своего отца, кхмерского царя Ишанавармана. Именно он и оставил в Тямпе следы культа Вишну. Согласно тямским трактатам 1050 г. к этому времени индуизм в данном регионе видоизменился в сторону шиваизма, о чем свидетельствует запись: «Принадлежащая тому, кто есть господь всего сущего и не сущего, сущая по природе своей причина роста всего, что есть на земле …, единая с небытием и бытием, сущими в мире, изначальная возможность бытия и небытия, имеющая телом половину тела Шивы, увенчанного луной, прекрасного телом –ты, часть господа, блаженная, торжествуй волшебной силой своей»
Пожалуй, культурные различия Дайвьета и Тямпы заключались не только в религии, но и в языке. Дело в том, что эти два народа (относительно тямов даже более применительно слово "племена") принадлежат к совершенно разным языковым семьям: вьеты - австроазиатской, а тямы - австронезийской (данное обстоятельство роднит их с народами Тайваня, Малайзии, Индонезии и Филиппин).
К IX в. наблюдается консолидация разрозненных княжеств Тямпы, власть переходит к «царю царей», признанному другими правителями тямских земель. В последующие несколько веков Тямпа была вынуждена вести непримиримую борьбу с вьетами, упорно пытавшимися колонизировать южные территории.
После длительного периода войн, набегов и военных походов суровых северных соседей в 1470 г. пал главный город Тямпы, Виджайя, а в конце XVII века — последнее княжество Тямпы, Пандуранга, стало вассалом вьетских императоров. В 1832 году Дайвьет поглотил последние территории того, что было Тямпой. Важнейшие сохранившиеся памятники культуры Тямпы — «тямские башни» в Мишоне (находятся в списке всемирного наследия) и башни Понагар в Нячанге.
К XV столетию тямы перестали представлять собой одну религиозную общность, однако сумели сохранить единое самосознание. Так, к примеру, тямы Камбоджи и Малайзии исповедуют ислам, а тямы Вьетнама - индуизм и анимизм.
Несмотря на то, что многие тямы перешли в ислам, это никак не повлияло на их системы родства: матрилокальность и матрилинейность. Как правило, главной фигурой тямской семьи является бабушка.
К сожалению, история тямов-мусульман Камбоджи весьма печальна: в годы правления Пол Пота и режима "красных кхмеров" они подверглись страшному геноциду, в ходе которого были практически полностью уничтожены.
Итак, какие народы являются потомками жителей царства Тямпа? Мы уже отметили, что в определенный период своей истории Тямпа представляла собой объединение княжеств. Населением их, по всей видимости, были не только собственно тямские (австронезийские)племена, но и некоторые мон-кхмерские народности. Некоторое время Тямпа вела борьбу с племенами горных тямов, однако впоследствии они были включены в состав этого государства.
Горные тямы и по сей день проживают на территории Вьетнама. К ним относятся: раглаи (ra glai, дословно "люди леса"), зярай ( gia rai), эдэ ("люди бамбуковых зарослей") и другие (общей численностью порядка 700 тыс. человек).
Основа хозяйства тямов - возделывание риса. Помимо этого в деревнях так же разводят домашнюю птицу, коз. Широко распространено рыболовство. В земледелии используется буйвол, мясо которого не используется в пищу тямами-индуистами.
Свои поселения тямы строят по берегам рек. Каждая деревня насчитывает порядка 300 дворов. Типичный тямский дом, как правило, сварных, крыша его четырехскатная, крыта соломой или черепицей.
Из вещей в доме находятся стол, топчан, ткацкий станок, веретено, посуда, рыболовные и охотничьи принадлежности. В зажиточных семьях есть европейская мебель. Вход обычно один — с фасада.
Ремесла не уступают вьетским. Изготовляют хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Саронги тямов покупают вьеты и кхмеры. В рыбной ловле применяют сети (лыой тха). Торгуют также копчёной рыбой. Одежда традиционная — саронг, сверху — узкий халат с рукавами, на голове — тюрбан, у женщин. Перенимают вьетские фасоны. Женщины носят стеклянные украшения, причесок не делают, предпочитают свободно распускать волосы. Мужчины носят усы и бороды, волосы собирают на затылке в пучок. Пища тямов не отличается от вьетской. Это — рис, овощи, рыба и мясо с приправами.
Интересно? Тогда ставим лайк и подписываемся☺