Блядовиты многие люди. Ничего плохого. Просто потерялись, кривые или фантазия хороша…
«Пестрота, разнообразие и неожиданность семантических изменений привели к тому, что некоторые ученые стали подвергать сомнению наличие каких бы то ни было закономерностей в семантическом развитии слова» – так говорит Юрий Откупщиков в книге «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии». Да и не нужны нам цитаты... Вы и сами знаете десятки слов, «резко» поменявших свою «начинку».
И «голая женщина» тут ни при чем
Да, думаю, это происходило... Но не в «нашем» случае. Частица БЛЯД/БЛАД/БЛУД во всех индоевропейских языках представляет основу таких понятий как «грех», «неправильный путь», «кровосмешение», «нарушение табу» и т.д. Но всегда существовала и «меньшая степень» данной идиомы. БЛЯДивость не далее как в позапрошлом веке была синонимом «празднословия». Бралась в обиход из репринтных изданий. Из трудов, написанных на церковно-славянском языке. В них «блѩдь» – не что иное как «человек, готовый запутать – ввести в БЛУД». Дальше – больше…
А как же БЛЯДСТВО? Еще при первых Романовых это уже был юридический термин – «введение в заблуждение со злонамеренными целями». Был даже божок БЛУД (лесной дух «Путанник»). К слову, во времена Древней Руси имя Блуд получал «хитрец из хитрецов». На западе аналогом являлся Blood, хотя у агло-саксов стал произноситься как Блад (ассоциируется у нас с ПУТАНными приключениями одноименного капитана по всему свету. А тут, друзья и до ПУТАНы недалеко (о ней как раз в следующей главе).
В произведениях русских писателей XIX и даже начала XX столетия мы видим БЛЯДОВАТЬ еще не табуированным. Оно значило на многих говорах то же, что и БЛУДАТЬ. На что похоже? Правильно – на ПЛУТать. Часть индоевропейцев первую букву термина произносила глухо. Так появился «путаник», «краснобай» и «празднослов» по прозвищу ПЛУТ. На итальянский и испанский манер это уже Pluto (дело в том, что в римском пантеоне был такой бог – для него, что врать, что говорить – одно; у себя в подземном царстве запутывал странников так, что те не возвращались...).
А тут «голая женщина» как раз причем…
Само слово Б..ДЬ запретила еще Екатерина Великая. Может, по просьбе Синода, продолжавшего гонение на все слишком русское. А, скорее, тут иное... «В народе» (разумеется, ближайшем ко двору) слишком часто императрицу так и называли. Наверное, обидно стало. Причины понятны – в роли «голой женщины» царица оказывалась близ многих наших дворян…
Способствовать тому, чтобы человек потерялся, или теряться самому – это не только БЛУД, но еще и ПУТАНница. Значит, запутавшихся в жизненном пути женщин можно было называть и ПУТАНами. А что такое ПУТАНый путь в геометрическом понятии? Давайте подумаем графично…
Совершенно верно – КРИВАЯ. На латыни – curva. Часто на разговорных терминах в романском мире так обозначали женщин-«потеряшек» (тех самых путан да бл..ей, которых пословица заставляет звать «голыми женщинами»). Поляки, которые приняли «веру романску» (католичество) нахватали оттуда кучу латинизмов. Так в коллекции оказалась и КУРВА – БЛУДница-«потеряшка». Кстати, римлянам можно было и «проститутка» сказать – да ведь «про статуо» значило безобидную фразу: «выставлять напоказ». Любой товар на рынке, по сути, был «проституткой», а любой политик, выставляющийся на обозрение народу – двойной проституткой…
У кого «кривые» - «голые женщины», а у кого… - жрецы
Krive – так обозначали КРИВИчей ближайшие к нам балтские племена. «Криве» на их языке когда-то обозначало «колдун», а «кривее кривейте» – «колдун колдунов». Этот союз племен не признавали «своим» ни славяне Новгородской Земли (словене), ни вятичи-северяне, ни сами балты. То есть образ «кривого жизненного пути» все еще продолжал свой ассоциативный ряд… Выходит, были когда-то целые народы (в случае с Русской равниной – «болотники»-кривичи), которых боялись. Но не за их военную мощь или уровень научного развития, а за… сглаз…
Странные товарищи эти латыши. Они до сих пор называют русских людей – «криеву». Вот так…
Только у старых русских людей «кривой» – «человек с нарушением зрения». Но по факту. А по восприятию тот же «колдун». Ведь взгляд у него «нехороший»... Может и «порчу» навести. Такое странное было у нас поветрие (а на самом деле причины были чисто медицинского свойства).
Классики о БЛЯДстве как о феномене нашей жизни
Гордость и презрение к другим человека, исполняющего подлую монархическую должность, похожа на такую же гордость и самостоятельность бл.ди. Л. Н. Толстой, «Записные книжки», 1853.
Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда и без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями, в тесном знакомстве со всеми трактирщиками, бл..ями и девками, Пушкин представлял тип самого грязного разврата. М. А. Корф, «Записка о Пушкине», 1848.
Мы пили — и Венера с нами // Сидела, прея за столом. // Когда ж вновь сядем вчетвером // С бля..ми, вином и чубуками? А. С. Пушкин, «Весёлый вечер в жизни нашей…», 1819 г.
Максим Грек наполнил слово немного другим содержанием:
И это не должно нас удивлять: ведь «б..дь» это практически любое отклонение от «прямизны несогрешения», таков язык средневекового схоласта XII в. Ансельма Кентерберийского. ...Самый страшный грех совершают католики, неверно истолковывающие Троицу. Подобное (католическое) лжесловие, считали на Руси, прямо ведет в ад. И вместе с тем - подобное лжесловие является своеобразным «верхом»...
...блядословия.
Подписывайтесь на канал! Это уже не Максим Грек, это я прошу...