Найти тему
Кино | Retinsky

Почему Кононов не любил своего Нестора Петровича из «Большой Перемены»

Привет, друзья! На связи RETINSKY | О КИНО

Для любого артиста высшим достижением и признанием его творчества является широчайшая известность и любовь публики. Об этом мечтает любой начинающий артист.

И меня всегда удивлял тот факт, почему многие артисты, не любят роли, благодаря которым они стали известными и всенародно любимыми,

Казалось бы, цель достигнута, и ты взошел на тот пик, куда довелось взойти лишь единицам, и нужно радоваться и благодарить судьбу, но как это ни парадоксально, слава и успех не приносят счастья артистам, если они испытывают творческую неудовлетворенность.

Александр Демьяненко, Фаина Раневская и ряд других артистов стали заложниками одного образа и страдали от своего не реализованного профессионального потенциала.

Одним из их числа был яркий и самобытный актер эпохи советского кино Михаил Кононов. Его обаятельного "начальника Чукотки" и строгого, но очаровательного Нестора Петровича обожала вся страна, но сам он терпеть не мог эти роли. Особенно невзлюбил он своего героя из "Большой перемены".

Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.
Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.

Первоначально роль молодого учителя вечерней школы предназначалась для Евгения Стеблова, но тот был занят в театре, и от роли отказался. Вслед за ним отказался от нее и Андрей Мягков, пожелавший сниматься только при условии, что роль Светланы Афанасьевны достанется его жене Анастасии Вознесенской.

И только после двух несостоявшихся претендентов, на роль учителя истории был приглашен Михаил Кононов, которому повествование об эксцентричном преподавателе-историке сразу не понравилось. "История глупая, сниматься в ней не буду!", - заявил он, едва прочтя сценарий.

Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.
Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.

Режиссеру стоило немалых усилий убедить Кононова так сходу не отказываться от роли. Он призвал его подумать, пообещав доработать образ, сделать его более тонким и лиричным.

Несмотря на то, что в съёмках было задействовано целое созвездие великолепных артистов: Яншин, Леонов, Збруев, Касаткина, Крючкова, Крамаров, которые с удовольствием снимались в картине, Кононов, подобно тому поручику, что один идёт не в ногу, демонстративно не скрывал своего отрицательного отношения к фильму.

Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.
Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.

Он постоянно ссорился с режиссером, уничижительно критиковал сценарий, уходил со съемочной площадки, делал едкие и язвительные замечания коллегам-артистам, провоцируя скандалы, словом, вел себя, как звезда, попавшая в грязь.

Как рассказывала дочь режиссера, Кононов сидел в сторонке, с нарочито пренебрежительным видом, почитывая журнальчик, или, как вспоминал актер Виктор Проскурин, "поедая бараночки", - всем своим видом показывая, что не доверяет режиссеру.

Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.
Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.

Серьезно повздорил Кононов и с Юрием Кузьменковым, во время съёмок эпизода, когда Нестор приходит на производство к ученику Федоскину уговаривать того вернуться в школу.

В итоге перебранка киношная переросла в реальную, и когда режиссер попросил переиграть сцену, Кононов разразился ругательствами и вовсе удалился со съёмочной площадки.

И если с Кузьменковым он повздорил из-за съёмочного момента, то Наталью Богунову он довел до слез только для того, как он выразился, чтобы взбодриться, раскрутиться, убрать из себя инертность, - в этом он, не стесняясь, признался автору сценария Георгию Садовникову.

Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.
Кадр из т/ф «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1972 г.

Несмотря на презрительное отношение Кононова к "Большой перемене" и его мрачные прогнозы, фильм стал одним из шедевров советской кинематографии, его приняли и от всей души полюбили зрители.

Но исполнитель главной роли и тут остался верен себе, заявив, что в этом мини-сериале был собран весь цвет четырех поколений актеров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища, и только благодаря силе их таланта, любой бред (коим он продолжал считать "Большую перемену) "выглядел милым и обаятельным, а главное, искренним"

См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...