Найти в Дзене
питер мой

Метро Петербурга в этом году могло бы отметить 200-летие. Что пошло не так

Действительно, настоящий подземный метрополитен мог появиться в Санкт-Петербурге еще в 1820-х годах.

Первый в мире туннелепроходческий щит Марка Брюнеля, разработанный для Санкт-Петербурга (фото с сайта Наука и жизнь).
Первый в мире туннелепроходческий щит Марка Брюнеля, разработанный для Санкт-Петербурга (фото с сайта Наука и жизнь).

Дело было так: император Александр I в 1814 году через несколько месяцев после победы над Наполеоном посетил Великобританию. Он провел там три недели и стал вторым российским императором, посетившим Англию (первым был ПетрI).

В Лондоне Александру I и другим лицам, участвовавшим в победе в числе прочих почестей были присвоены почетные докторские степени Оксфордского университета. Также были встречи с выдающимися учеными того времени.

В беседе с одним из них, Марком Брюнелем, император обмолвился о сооружении постоянной переправы через Неву. В то время в Петербурге действовали лишь ледяные переправы зимой или наплавные мосты, пролеты которых лежали на баржах, лодках или понтонах. В случае необходимости прохода судов по Неве, часть моста легко разбиралась.

А город в то время уже сильно нуждался в постоянной связи между островами.

Брюнель воодушевился идеей переправы и с ним был даже заключен контракт на работы. Сначала он разрабатывал деревянный мост, но потом решил, что это конструкция недолговечна. И в 1819 году представил проект транспортного тоннеля под Невой. Это был очень новаторский проект: таких переправ в городских условиях еще не было осуществлено нигде в мире.

Но, как обычно, на замечательную идею не хватало средств.

В 1824 году в Санкт-Петербурге произошло разрушительное наводнение и вновь заговорили о необходимости надежных транспортных путей через реку. Император вспомнил о брюнелевском проекте и передал его в Институт путей сообщения. Там возведение тоннеля посчитали вполне реальным и внесли ряд усовершенствований.

Но в следующем году умирает император Александр I, а у его наследника Николая I прогрессивный проект уже не вызвал поддержки.

Ну а Брюнель переработал свой проект под Темзу и в 1843 году проложил подводный тоннель, ставший вначале пешеходной переправой, а затем вошедший в систему метрополитена.

Новаторские идеи Брюнеля применяются до сих пор: современные проходческие щиты действуют по тому же принципу, что и при их изобретателе.

А метро в России появилось только в 1935 году в Москве. И в 1955 году открылось в Ленинграде.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки - впереди много интересных историй!!