Интеллектуалу, острослову, любителю хорроров, фантастики и викторианской Англии Марку Гэтиссу не часто достаются главные роли. Ему, конечно, и без них есть чем заняться: жизнь сценариста и продюсера и без того насыщена. Но любое его появление на экране или на сцене - событие. Даже если это эпизод. К Гэтиссу применимо расхожее “Король эпизодов”. Но и в главных ролях он тоже - Король.
Шерлок
Перечень знаменитых ролей Марка невозможно не открыть “Шерлоком”, где он сыграл брата главного героя, безупречного Майкрофта Холмса. Сейчас просто невозможно представить, что в пилотной серии - первой версии “Этюда в розовых тонах” - Майкрофта не было вообще. Впрочем, там и Шерлок, худющий (Бенедикт только закончил съемки в “Третьей звезде”) олененок в джинсах, был еще совсем другим. Появление Майкрофта было сделано в фирменном стиле Гэтисса-тролля: зрители до последнего думали, что перед ними Мориарти. Нам кажется, если сейчас попросить среднестатистического зрителя представить себе чопорного британца, перед глазами встанет именно Майкрофт, придуманный и сыгранный Гэтиссом.
Лига джентльменов
Именно с “Лиги джентльменов”, безумного, злого и гомерически смешного скетч-шоу и начался тот Гэтисс, которого мы знаем. “Лигу” четверо молодых людей придумали еще во время учебы в актерском Breton Hall College. Они создали свою труппу и, гастролируя, постепенно набирали обороты - пока не получили за своих Джентльменов престижную театральную премию, а следом за ней - контракт с BBC. “Лига джентльменов” выходила на экраны с 1999 по 2002 год, потом участники двинулись каждый своим путем.
Перечислять роли, сыгранные Марком в “Лиге” не имеет смысла, но если вы хотите увидеть, что может Гэтисс комик, Гэтисс тролль, Гэтисс сатирик, стоит посмотреть именно “Лигу”. Марк всегда считал и считает, что смех и страх идут рука об руку, так что злые, очень злые шутки, черный юмор “Лиги” - одно из проявлений его взгляда на мир.
Благие знамения
Вот здесь как раз тот случай, о котором говорят “Король эпизода”. За пару минут экранного времени (персонаж Гэтисса - один из нацистов, пытавшихся купить у Азирафаэля книги предсказаний) создается образ, продуманности и биографичности которого позавидовал бы Станиславский.
Фаворитка
Самый нашумевший фильм среди недавних работ Гэтисса. Он сыграл в “Фаворитке”, претендовавшей на “Оскар”, отстраненного, желчного герцога Мальборо, мужа Сары Черчилль, герцогини Мальборо. Марку вообще очень идут “костюмные” роли. Об этом свидетельствуют и сериал “Табу”, где он сыграл Георга IV, и фильм "Порох" (Роберт Сесил), и легендарный сериал "Игра престолов", и, конечно, театральные роли.
55 дней
В пьесе о последних днях единственного казненного британского монарха Гэтиссу досталась роль главного героя, Карла I. В этом была своего рода ирония - сам Марк относится, скорее, к антироялистам. Зато период Английского революции, с его хаосом и зарождением нового мира - один из любимых и самых интересных ему не только как к актеру, но и как любителю и знатоку истории.
Три дня в деревне
Роль доктора Шпигельского в тургеневских “Три дня в деревне” (в оригинале “Месяц в деревне”) - еще одна удача Гэтисса, всегда немного устремленного в прошлое.
За одну пробежку в позе краба, страдающего радикулитом, Гэтиссу можно было дать все премии мира! Зал хохочет над комической сценой предложения руки и сердца, а через минуту плачет вместе с доктором, получившим неожиданный отказ - так жаль его, с чьего лица и чьей души буквально смыли все краски - эмоции. Этот мгновенный переход от смеха к слезам, от комического к трагическому - одна из фирменных “фишек” Гэтисса.
Кориолан
В мощном шекспировском спектакле Гэтиссу досталась роль Менения - дипломата, хитреца и мудреца, безупречно владеющего словом. Во многом это портрет и самого актера. Возможно и поэтому в том числе работа получилась такой пронзительной, такой искренней. За роль Менения Гэтисс получил своего первого Оливье - главную театральную премию Великобритании.
Безумие Георга III
Настоящий бенефис Гэтисса, яркая, гротескная и трагическая роль - Георга III, как говорят, “самого знаменитого среди безумных королей Великобритании”. Балансируя на грани между вельможностью и эксцентрикой, между капризами и болезнью, между королевским троном и креслом пыток, между декретами и заключениями врачей, Георг III демонстрирует прогрессирующее заболевание, а Марк Гэтисс - безупречное владение техникой физической комедии и перевоплощения.