Процесс зарождения коммунального движения начался во Франции, распространился на прилегающие территории и носил объективный характер. Первые города-коммуны имели следующий облик: это вассал, выполнявший многие типично-вассальные обязанности, которым корреспондировало, с другой стороны, подтверждение сеньором его хартии, прав и привилегий, обязанность соблюдать их и отстаивать от посягательств со стороны третьих лиц. При этом сеньор имел право закладывать города-коммуны. Представители города-коммуны со своей стороны приносили сеньору оммаж и присягу. Таким образом, в основе коммуны лежал союз горожан, скрепленный взаимной присягой. Как правило, высшая юрисдикция находилась в руках сеньоров, а у коммуны – средняя, низшая либо полицейская власть. Коммунам принадлежала муниципальная администрация и право на издание муниципальных законов, были подвластны близлежащие деревни и поместья.
На примере развития городского права Страсбурга четко прослеживается дифференциация городской власти на основе самоуправления. Сравнительно-правовой анализ документов о городском самоуправлении Страсбурга 1189 и 1214 гг. свидетельствует о постепенном расширении поля правового регулирования сферы самоуправления и совершенствовании организации городского права.
Городское самоуправление г. Страсбурга имеет глубокие корни и связано с развитием поземельных отношений.
Поземельные отношения составляли важную часть экономической и социальной жизни средневековых городов. И дело не только в том, что города возникали и развивались на земле какого-либо феодала, собственника этой земли, и что сельскохозяйственные занятия играли заметную роль в городской экономике. Поземельные отношения и отношения собственности в области недвижимости заслуживают серьезного внимания, прежде всего потому, что развитие городского товарного производства и отношений движимой собственности неизбежно сказывались на состоянии собственности недвижимой. В городах сравнительно рано стало складываться свободное городское держание, условия которого существенным образом отличались от поместного.
В развитии городского свободного держания и полной частной собственности, в развитии городских поземельных отношений в целом, как в капле воды, отразился процесс зарождения и развития новых форм собственности в феодальном обществе.
Содержание сделок, заключённых в это время, довольно разнообразно:
- отдача земли (или построек) в держание;
- продажа держания третьему лицу;
- продажа недвижимости на условиях полной частной собственности;
- учреждение и продажа ренты с недвижимости.
Надо отметить, что в XIII в. в качестве объекта сделки все чаще встречаются дома и прочие строения и даже части их, – это показатель роста численности населения и потребности в жилье. Уже в начале XII в. устанавливается денежная форма платежей во всех сделках с недвижимостью. Даже в чиншах с держаний уплата натурой встречается редко (зерно, как правило, с участков в деревенской округе; мука, вино; чаще всего – каплуны; изредка – фрукты), причем ремесленные изделия или привозные продукты не упоминаются вовсе. Решительно преобладают деньги, причем немалые. Все эти сведения мы находим в «Книге источников» Страсбурга, одного из старейших городов Франции. Первые упоминания о нем относятся к 6000 г. до н. э.
Первое упоминание о даровании Страсбургу определенных городских привилегий относится к 775 году. В тот год Карл Великий, желая укрепить молодую страсбургскую епархию, освободил «людей страсбургской церкви» от всяких поборов по всей империи, за исключением Квентовика, Дорстата и Эклюза: «не дают никакого тонлье, ни береговой, ни портовой, ни мостовой, ни колесной, ни обеденной (cenaticum), ни пастбищной, ни пылевой пошлины, не платят ни за ночлег, ни за встречу, и никакого ценза. Вольны свободно следовать и идти, куда пожелают».
В 1129 г. горожане Страсбурга получили от Дотаря III право, «чтобы никто из них по чьему-либо наговору да не вступал в собрание, в просторечье называемое «thinch», вне города, кроме как по поводу дел, связанных с наследством. В прочих же делах да будет судим судьями города». По этой привилегии даже чиншевики других сеньоров должны были уплачивать чинш, не выходя из города. С тех пор в грамотах все чаще упоминаются судьи (judices).
В 1189 г. городу была дарована первая хартия, которую чаще называют первым городским правом. Уже в начальных статьях говорится о должностных лицах, на которых лежит управление городом: всего их четыре человека, все они подчинены епископу, он же их назначает. Эти люди – шультгейс, бургграф, телониарий и магистр монеты.
Шультгейс назначает двух заместителей - судей из числа наиболее уважаемых людей города. Ему же принадлежит право назначать трёх лиц, которых называли геймбургами: одного во внутреннем, т.е. старом городе и двух – во внешнем, а также надзирателя тюрьмы, в которой содержатся под охраной преступники. Далее подробно рассказывается о судьях, судебной власти и подсудности различных категорий дел, об обязанностях надзирателя тюрьмы.
Бургграф назначает почти всех магистров: седельников, кожевников, перчаточников, сапожников, кузнецов, мельников и тех, которые делают винные бочки и кружки, изготовителей мечей, продавцов плодов, трактирщиков. Он же получает некоторые пошлины: с привезённых орехов, плодов, растительного масла. Остальные пошлины собирает телонеарий. Он же должен удостоверять раскалённым железом все меры – малые и большие – для соли, вина, растительного масла и зерна, сделанные магистром трактирщиков. Ещё одна обязанность телонеария – строить все мосты «настолько прочно, чтобы всякий мог безопасно проехать со своими повозками и вьючными животными».
Далее закрепляются обязанности магистра монеты. Они, в основном, связаны с поимкой фальшивомонетчиков и доставкой их суд.
Так же в Страсбургской хартии 1189 г. говорится об обеспечении со стороны феодала для каждого человека, как «чужого», та и «местного уроженца» мира, порядка и безопасности «во всякое время и от всех», устанавливается ответственность за нарушение мира.
Большое место в хартии уделяется регулированию обязанностей горожан перед епископом. Они должны стеречь его поля, обмолоченный хлеб, выделять быков для вспашки земель; кузнецы – делать подковы с гвоздями для лошадей епископа, а также «всё, что понадобиться епископу в его дворце – или в дверях, или в окнах, – что надлежит делать из железа». Подробно описаны обязанности сапожников, перчаточников, седельников, кружечников, бочаров.
Так же в тексте первого городского права Страсбурга говорится о повинностях, которые были форме обязательных выплат, а могли быть в форме личного труда: например, в Страсбурге кузнецы были обязаны поставлять стрелы для войны в количестве трёхсот штук, трактирщики были обязаны еженедельно чистить отхожее место епископа, бочары были обязаны изготавливать бочки по потребности епископа и т. д.
Когда знакомишься с текстом первого городского права Страсбурга, кажется, что оно было специально создано для обеспечения безбедной и достаточно беззаботной жизни епископа: широкие обязанности населения гарантировали ей надежную экономическую базу.
В 1214 г. появилось второе городское право Страсбурга. В хартии в первых же строчках говорится о том, что оно одобрено старейшими и мудрейшими жителями города. Первая статья сразу обращает на себя внимание: ежегодное назначение двенадцати консулов, из них избираются один или два бургомистра с целью «защищать по силе и разумению своему город и всех горожан, больших и малых, богатых и бедных от всякого зла и справедливо судить всегда согласно истине», а судьями могут быть люди, настолько уважаемые в городе, чтобы горожане «не утрачивали своей чести» выступая перед ними на суде. Далее в первой части подробнее говорится о судопроизводстве: заседания дважды в неделю в третий и пятый дни, суд ведёт бургомистр, приговор постановляют консулы.
Во второй части подробно говорится о преступлениях и проступках, а также о наказании за них. Это одна из самых объёмных и подробных частей документа. Так, за словесное оскорбление и брань виновник платит штраф «30 солидов денариями», за драку без пролития крови – 5 фунтов. За ранение наказание более суровое, за смерть потерпевшего – смертная казнь. Если потерпевший выживет – «отрубление правой руки».
Если убежит виновник, владеющий благоприобретенным или наследственным имуществом, то дом его подвергнется разрушению. Или, по воле консулов и шультгейса, дом становится общим достоянием и открывается для всех, двери и окна его вынимаются. Это будет продолжаться до тех пор, пока владелец не помирится с потерпевшим и не уплатит штрафы консулам, шультгейсу, фогту и городу. Уплатить он должен консулам пять фунтов, шультгейсу и фогту тридцать солидов. Если виновник не имеет недвижимого имущества, то в распоряжение совета поступает движимое имущество виновника. Оно пойдёт на уплату штрафа судьям и самому потерпевшему.
Для более справедливого разрешения конфликтов и споров избирались и назначались скабины – специальные люди, которые должны «свидетельствовать согласно с истиной обо всём, что увидят или услышат». Регулированию их правового статуса посвящена третья глава рассматриваемого документа.
В последующих главах документа освещаются основные вопросы различных сторон жизни горожан: торговля некачественным мясом, распитие вина и других алкогольных напитков, подготовка и проведение свадеб. Обращает на себя внимание особое отношение к шутам, скоморохам и шутихам. Только за их присутствие в доме или за столом наказывалось довольно серьёзными суммами штрафа: от 10 солидов динариями до 1 фунта.
При сравнительном анализе текстов документов, закрепляющих первое и второе городское права Страсбурга, необходимо отметить, что второй акт представляет более упорядоченный свод законов. Достаточно чётко прописана система преступлений и наказаний, принципы осуждения: чем тяжелее преступление, тем суровее наказание. Если в первом документе главное внимание уделялось епископу, то второй написан для жителей города - как богатых, так и бедных.
В 1368 г. был заключен договор между городом Страсбургом и страсбургским епископом о правовом статусе аусбюргеров, т.е. бюргеров, живших в пригороде на землях, принадлежащих епархии землях.
Основным положением этого договора стала уплата налога в пользу епископа пропорционально их численности от остального населения. Так же аусбюргеры должны «отбывать службу в замках, в которых мы помещаем наши гарнизоны, а также у колодцев, лестниц и дорог и т. д. соответственно своей численности», участвовать в несении сторожевой службы и устройстве рвов вместе с другими жителями, когда наступает их очередь делать это и их к этому призывают. От данных повинностей освобождались те аусбюргеры, которые ранее платили налог в размере 10 шиллингов пфеннингов или меньше, а те, кто платил больше данной суммы, от налога не освобождались «в силу того, что следует сохранить старые права и обычаи». Договор так же предусматривал, что аусбюргеры судятся теми же судами, которыми и другие люди, живущие на землях, принадлежащих страсбургскому епископу. Аусбюргеры – дворяне в силу договора освобождались от налогов и несения повинностей. В заключительной части данного договора говорится, что в течение десяти лет с момента подписания договора никто не может принуждать аусбюргеров к другим налогам и повинностям.
Развитие городского права Страсбурга нашло свое отражение в различных городских уставах и регламентах, которые были приняты в середине XV века, например: «Устав о комиссионерах по покупке-продаже зерна» (1446 г.); «Устав о работниках» (1465 г.); «Устав, данный страсбургским лавочникам» (1470 г.); «Устав еженедельного рынка» (1491 г.) и «Регламент городского совета Страсбурга о выпечке хлеба», который был частью «Полицейских уставов». Данные акты стали результатом борьбы подмастерьев с цеховыми мастерами и следствием решения продовольственного вопроса, который был особенно насущен для средневековых городов.
Автор считает необходимым рассмотреть нормы данных документов, при этом предлагает проанализировать уставы 1446 и 1491 годов в связке, т.к. они регламентируют общие вопросы. Устав о комиссионерах по покупке-продаже зерна, во-первых, дает определение «зерна», под которым понимаются: пшеница, рожь, овес, ячмень, бобы, горох, чечевица и т.д. Во-вторых, обязанность комиссионеров дать присягу городским властям в том, что не будет препятствовать каждому, кто захочет продать свое зерно самостоятельно. Данная присяга являлась обязательной, и без ее принесения невозможно было заниматься данной деятельностью. Комиссионеры не имеют права назначать цены на зерно – высокие или низкие – и давать продавцам указания, как себя держать. Так же запрещалось покупать зерно без метки сборщика акциза, при этом вменялась обязанность сдать эти метки соответствующему сборщику акциза в день покупки или на следующий. Это правило не распространялось на пекарей, потому что они вносят акциз одновременно с пошлиной за помол. Следует отметить, что данным уставом запрещались следующие мошеннически действия:
- смешивать гнилое и червивое зерно с хорошим и продавать их затем в одном мешке;
- выходить или выезжать навстречу лицам, везущим зерно на подводах, телегах или судах, и покупать у них его или договариваться с ними относительно его покупки;
- посылать зерно на рынок, а затем покупать его самому или через кого-нибудь другого.
Так же было запрещено продавать зерно, купленное на рынке в тот же день на том же рынке с целью спекулятивной наживы.
Особой обязанностью комиссионеров в силу присяги было доносить o всех нарушениях, связанных с покупкой-продажей зерна сборщикам акцизов или старшине и совету цеха, а на последних налагалась обязанность надлежащим образом наказать виновных.
Устав о еженедельном рынке дополнил обязанности комиссионеров, вменив им:
- сообщать о скупке и перепродаже зерна чужими лицами;
- сообщать обо всех случаях оптовой продажи зерна в городе городским властям с целью реализации преимущественного права последних выкупить данный товар.
Также в данном уставе говорится о запрете спекуляции вином и вводятся ограничения на размер покупки овса для всех, кто не имеет в собственности лошади.
Регламент о выпечке хлеба, говоря современным языком, вводил стандарты качества выпечки и правила контроля над данным процессом, а также вводил штрафы за нарушения этих стандартов. Так за выпечку маленьких булок предусматривалась конфискация и штрафы в различные инстанции: 10 шиллингов акцизного сбора и 3 шиллинга в пользу цеха. Этим же документом определялась зависимость цены хлеба и цен на зерно. Помимо этого вводится обязанность пекарей продавать хлеб на рынке в соответствующих лавках.
Устав, данный страсбургским лавочникам, регламентировал условия продажи и приготовления пряностей, а так же распространял свое действие на всех торговцев пряностями, как местных, так и приезжих.
Устав о работниках содержал нормы двух видов: первые запрещали работникам посещать таверны и питейные заведения в вечерние время дня в разные времена года; вторые же содержали правила найма работников.
Все выше рассмотренные уставы и регламенты неоднократно дополнялись и изменялись и естественно не исчерпывались перечисленными автором позициями.
Таким образом, городское право Страсбурга в своем развитии прошло несколько этапов: в начале это были отдельные нормы, предоставляющие городу или горожанам определенные льготы. Естественным продолжением данного процесса явилось наделение города соответствующими правами путем выдачи хартий и, наконец, город сам стал издавать правовые акты, которые дополняли и расширяли полученные ранее права, а также помогали решать различные городские проблемы.