Найти в Дзене

Страницы истории: ассасины

Историческая наука, на ниве которой трудятся тысячи и тысячи ученых и просто любителей прошлого, то и дело открывают нам тайны давно минувших веков, описывает и объясняет причины и последствия тех или иных явлений и событий, проливает свет на мало известные факты. Но даже тем, кто не занимается историей как наукой, кто просто любит почитать о раскрытии еще одной «тайны» из прошлого понятно, что многие и многие события, произошедшие когда-то, остаются для нас секретом до сих пор. Скорее всего, никогда не прозвучат в мире слова, что «белых пятен» в истории больше нет. Одна из причин этого – отсутствие документов, подтверждающих или опровергающих какие-либо события. Очень часто из глубины веков до нас доходят лишь намеки, предположения, описания (в большинстве своем – фрагментарные), а на ряду с ними – устные рассказы, саги, сказы, вставленные в исторические дневники первых исследователей, мореплавателей, купцов, воинов. Одну из таких загадок или тайн истории можно назвать одним словом

Историческая наука, на ниве которой трудятся тысячи и тысячи ученых и просто любителей прошлого, то и дело открывают нам тайны давно минувших веков, описывает и объясняет причины и последствия тех или иных явлений и событий, проливает свет на мало известные факты. Но даже тем, кто не занимается историей как наукой, кто просто любит почитать о раскрытии еще одной «тайны» из прошлого понятно, что многие и многие события, произошедшие когда-то, остаются для нас секретом до сих пор. Скорее всего, никогда не прозвучат в мире слова, что «белых пятен» в истории больше нет. Одна из причин этого – отсутствие документов, подтверждающих или опровергающих какие-либо события. Очень часто из глубины веков до нас доходят лишь намеки, предположения, описания (в большинстве своем – фрагментарные), а на ряду с ними – устные рассказы, саги, сказы, вставленные в исторические дневники первых исследователей, мореплавателей, купцов, воинов.

Одну из таких загадок или тайн истории можно назвать одним словом – «ассасины». Кто они? Таинственные и неуловимые убийцы тенью крадущиеся в ночи? Еще в средние века это слово стало нарицательным. Писатели не редко рассказывают нам о них на страницах своих произведений. Романтические натуры представляют себе черную маску с прорезями для глаз, черную гибкую фигуру, вооруженную парой мечей … Все это очень далеко от реальности, ибо реальность, как это нередко случается, здесь более фантастична, нежели вымысел фантастов.

Что мы знаем о загадочных ассасинах – ордене «охотников за головами», который существовал на Ближнем Востоке в эпоху крестовых походов? Начнем с истории этого вопроса.

В конце XI столетия ещё совсем недавно монолитный и могучий исламский мир раскололся на части и переживал не лучшие времена. Арабский халифат распался, единый ислам раскололся на множество сект и вероучений, которые ожесточённо враждовали между собой.

Едва ли не большей частью мусульман в это время правили исмаилиты: еретики-сектанты, распространившие свою власть от Магриба до Аравии. Учение исмаилитов было очень простым: проклятые шииты лишили Исмаила, законного потомка Мухаммеда, права стать имамом, а затем попытались убить его. Но Исмаил выжил и стал «скрытым имамом», который вернётся в мир перед концом света.

Историческая справка: в исламе господствуют два вероучения – суннизм и шиизм. В отличие от христианства, разница между ними скорее политическая, нежели богословская. Хотя за столетия исламские мудрецы накрутили вокруг противостояния суннитов и шиитов много умных слов, практические различия этих учений сводятся к ответу на вопрос: кого признать лидером всех мусульман – имама, из числа прямых потомков Мухаммеда, или халифа, которым может стать любой достойный (читай – располагающий достаточной военной силой и деньгами) человек?

В этот момент на политическую сцену вышел Хасан Саббах. Этот незаурядный человек происходил из знатной семьи, получил хорошее образование и во время учёбы в медресе примкнул к секте.

Будущий основатель ордена ассасинов увидел в исмаилизме большой потенциал для реализации своих планов. Пройдя путь духовного воспитания под руководством опытных проповедников, Хасан Саббах поднялся на достаточно высокую ступень в братстве. Но ему этого было мало. Он стремился к высшему руководству. И тогда Хасан принял решение создать свою собственную организацию, которая будет выполнять только его волю. В качестве плацдарма он выбрал горную крепость Аламут, которая находилась в горах Эльбруса, близ Каспия. Скала Аламут, что в переводе с местного наречия означает «Гнездо орла», на фоне гор казалась естественной природной крепостью. Подходы к ней были перерезаны глубокими ущельями и бушующими горными потоками. Выбор Саббаха во всех отношениях оправдывал себя. Нельзя было представить более выгодного в стратегическом отношении места для создания столицы – символа тайного ордена. В 1090 году Хасан занял ее, сумев проповедью привлечь гарнизон на свою сторону. Он превратил Аламут в религиозный и политический центр будущего исмаилитского государства. Позднее ассасины захватили ряд крепостей в горах Курдистана, Фарса и Альбурса, а также несколько замков на западе – в горных районах Ливана и Сирии. Своей целью Хасан Саббах провозгласил уничтожение власти сельджуков и освобождение Ирана от их господства.

Заняв замок, Саббах объявил себя Великим Магистром ордена низаритов и шейхом Аламута Хасаном I. Но громкий титул не прижился. Саббаха, его приемников и приближенных повсеместно стали именовать «горными старцами».

Выступая под знаменами борьбы с феодалами вообще и сельджуками в частности, низариты заранее заручались поддержкой крестьян и почти не встречали сопротивления. Саббах захватывал один замок за другим. Скоро под его властью оказалась целая страна, включавшая северо-запад Ирана, север Ирака, юго-восток Турции и восток Сирии. Позже низариты овладели даже несколькими замками в горах Ливана.

Однако им так и не удалось покорить ни одного крупного города или обширной плодородной равнины. Саббах занял лишь бедные горные земли, на которые всерьез не претендовала ни одна из «великих держав».

В завоеванных городах Саббах активно взялся за проведение реформ. Были введены новые законы, малейшее отступление от которых каралось смертью. Главным из них стал запрет на роскошь, настолько строгий и бескомпромиссный, что богатство потеряло всякий смысл. Зачем оно нужно если его нельзя использовать? Не позволялись и развлечения – даже такие, как спортивная охота.

По всей территории страны феодальные повинности и налоги были отменены, жители были обязаны лишь участвовать в строительстве укреплений, дорог и каналов. Крепости ассасинов были эталоном для своего времени. По приказам Саббаха низариты добывали по всему миру редкие книги и манускрипты, содержащие различные знания, приглашали и даже похищали для переправки в Аламут лучших ученых, инженеров, специалистов из различных областей науки, медиков и алхимиков.

На первых этапах существования Аламутского государства Саббаху удалось создать нечто, похожее на средневековую утопию, которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества. По мнению некоторых историков, государство исмаилитов-низаритов сильно напоминало коммуну, с той разницей, что власть в ней принадлежала не общему совету вольных тружеников, а жесткому авторитарному духовному лидеру-вождю. Сам Саббах подавал своим приближенным личный пример, до конца своих дней ведя чрезвычайно аскетичный образ жизни. В своих решениях он был последователен и, если того требовало дело, бессердечно жесток.

Ассасины смогли создать систему фортификации, которая не имела себе равных, а их концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху. Но Саббах понимал и то, что в случае нападения серьезного противника войны ассасинам не выиграть: защищать Аламут будет некому. Крупных городов в стране нет, крестьяне слишком бедны, чтобы вооружиться, а военное сословие, ранее выставлявшее конницу и командиров, по большей части перебито. Да и оставшейся знати после запрета на охоту доверять нельзя. Сидя в своей неприступной горной крепости, Саббах отправлял убийц-смертников по всему государству Сельджукидов. Так, 10 октября 1092 года посланным Саббахом воином был убит главный визирь данной державы, что вызвало сильный резонанс во всем исламском мире и невольно подтолкнуло Саббаха к очень простому, но, тем не менее, гениальному выводу: можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства и, в частности, движения исмаилитов-низаритов, не затрачивая значительных материальных средств на содержание большой регулярной армии. Необходимо было создать свою «спецслужбу», в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений; «спецслужбу», которой ни высокие стены дворцов и замков, ни огромная армия, ни преданные телохранители не могли бы ничего противопоставить, чтобы защитить потенциальную жертву.

Прежде всего, следовало наладить механизм сбора достоверной информации. К этому времени у Саббаха во всех уголках исламского мира уже действовало бесчисленное количество проповедников, которые регулярно сообщали ему обо всех событиях. Однако новые реалии требовали создания разведывательной организации качественно иного уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Ассасины одни из первых ввели понятие «вербовка».

Исмаилит, входящий в разведывательную структуру, считал выпавшую ему долю проявлением высочайшей милости Аллаха. Ему внушалось, что он появился на свет лишь для выполнения своей «великой миссии», перед которой меркнут все мирские соблазны и страхи. Благодаря фанатичной преданности своих агентов Саббах был информирован обо всех планах врагов исмаилитов, правителей Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Однако организация террора была немыслима без создания продуманной технологии подготовки профессиональных убийц, равнодушие к собственной жизни и пренебрежительное отношение к смерти которых делало их практически неуязвимыми. В своей штаб-квартире в горной крепости Аламут Саббах создал настоящую школу по подготовке разведчиков и диверсантов-террористов. К середине 90-х годов XI века Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля. Действовала она крайне просто, тем не менее достигаемые ею результаты были весьма впечатляющими.

Из Аламута Хасан рассылал проповедников, которые вербовали новых сторонников. А вслед за проповедниками шли воины, силой ломая сопротивление непокорных. Когда же и воины терпели поражение, в путь отправлялись смертники – фидаины («жертвующие собой»). Те, кого ныне именуют «шахидами». Они проникали повсюду, неся смерть недругам «горного старца». У смертников есть огромное преимущество перед любыми другими воинами: им не нужно придумывать пути отхода.

Фидаинов надо было готовить, превращая в бездумные автоматы людей не глупых и даже не заурядных. И вот здесь решающую роль сыграла личность самого Саббаха, а именно – его беспредельный цинизм. Такой, который вожди грядущих революций, при всех своих несомненных достоинствах, едва ли могли даже вообразить.

Желающих вступить в братство исмаилитов было немало. Из них отбирались только самые убежденные. Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершающей стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Перед тем как попасть во внутреннюю часть замка, кандидату сообщалось о том, что, если он приобщится к тайному знанию, обратного пути из ордена у него не будет.

Ряды также пополнялись за счет детей, которых покупали у нищих родителей и воспитывали в духе абсолютной преданности и беспрекословного повиновения. Ученик давал клятву, что никогда не предаст «братьев», не изменит тайным заповедям, открытым ему. Его тщательно проверяли и лишь после этого решали, станет ли он проповедником, тайным агентом или пополнит ряды смертников. Для того чтобы успешно выполнить задание, требовалось долго готовиться. Фидаины изучали иностранные языки, актерское мастерство, искусство изменения внешности. В зависимости от поставленной задачи они меняли вероисповедание, становились дервишами, солдатами, торговцами, лекарями и даже монахами, проникая в самые охраняемые дворцы и замки.

Как же фидаины совершали убийства? Почему считалось, что от них невозможно спастись? На самом деле все просто. Сила «старцев горы» заключалась в отлично развитой шпионской сети, состоявшей как из «идейных» низаритов, так и из завербованных агентов. Агенты встречали присланных из Аламута убийц, предоставляли им необходимую информацию, давали убежище и снабжали всем необходимым. То есть организовывали убийство. От фидаина требовалось всего лишь нанести удар.

Как правило, удар наносился кинжалом. Убийца пробирался подсказанным ему агентами путем в дом, либо встречал жертву на улице. Иногда использовался и яд. Для упрощения задачи телохранители и слуги жертвы часто подкупались. Саббах и его последователи очень хорошо понимали: груженый золотом осел откроет любые ворота. Но была и еще одна составляющая славы ассасинов как наемных убийц без страха и упрека. Они всегда выполняли принятый заказ. Сколько бы времени, золота и фидаинов на это не пришлось потратить. Известен случай, когда ассасины в течение двух лет вели жизнь примерных христиан, каждую неделю встречаясь с жертвой в церкви на воскресной службе. До тех пор, пока охрана не перестала обращать на них внимание.

Хасан Саббах умер в 1124 году в возрасте около 90 лет. Смерть основателя братства практически не повлияла на его дальнейшую судьбу, настолько продуманной и четкой была его структура. Последователи и преемники «горного старца» расширяли территорию влияния, захватывали и строили новые крепости.

В 1256 году монгольский хан Хулагу взял Аламут. Монголы расправились с ассасинами. «От них не осталось более и следа», – радостно отметил историк Джувейни, пребывавший на службе у монгольских ханов.

Сейчас потомки исмаилитов-ассасинов мирно живут в Восточной Африке, Индии, Пакистане, Иране, а также составляют большинство населения Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Но методы, использовавшиеся древними ассасинами, живы и поныне, и сегодня мусульмане-фундаменталисты убивают ради того, чтобы побыстрее оказаться в раю, обещанном тем, кто примет смерть мученика за веру.