Найти тему
Андрей Куляпин

ИС-3 Советский тяжелый танк

ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять участие в боях. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков.
ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять участие в боях. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков.

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-3

Тяжелый танк ИС-З (объект 703) был разработан в 1944 - 1945 годах на Опытном заводе №100 в Челябинске. Ведущий конструктор машины – М.Ф.Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 года, в течение которого было выпущено 1170 боевых машин.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. За его сиденьем, в днище, находился запасной люк. Башня-литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотроврй прибор заряжающего-МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находит ся смотровой прибор командир ТПК-1.

Механизм поворота башни – планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления, командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.

При разработке проекта танка ИС-З были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения танков в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому решили проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для создания обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. По башне эту работу осуществлял конструктор Крученых, а по корпусу – конструктор Малинин. При этом следует отметить, что прототип танка ИС-З имел прямой наклонный лобовой лист, как у Т-34.

Однако при проектировании ИС-З был допущен целый ряд конструктивных просчетов и ошибок. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов этого танка, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. С учетом этих недостатков все танки ИС-З были подвергнуты модернизации и переделкам по программе устранение конструктивных недостатков, однако так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации. В середине 1946 года танк сняли с производства.

Применение тяжелых танков ИС-3

В первую очередь танки ИС-3 передали на вооружение танковых полков в Группу войск в Германии, а затем и в другие части. 7 сентября 1945 года тяжелые танки ИС-3 прошли по улицам поверженного Берлина в составе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии, приняв участие в параде союзных войск в честь окончания Второй мировой войны. Впервые на параде в Москве новые танки ИС-3 показали 1 мая 1946 года. Поступление танка ИС-3 в армию совпало с новой организационной перестройкой частей. Оргштатная реорганизация танковых войск после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов была начата с приведения наименования их организационных форм в соответствие с боевыми возможностями, а также названием соответствующих форм стрелковых войск. Военную карьеру танка ИС-3 нельзя назвать успешной и разнообразной. Повоевать во время Второй мировой ИС-3 так и не пришлось, но его первый выход на «сцену» был очень эффектным. 7 сентября 1945 г. в Берлине состоялся большой военный парад в честь окончания войны.
Завершали парад советские тяжёлые танки совершенно неизвестного союзникам типа, вооружённые пушками большого калибра. Это были ИС-3. Колонна состояла из 52 машин — сводный отряд, созданный на базе 71-го гвардейского полка тяжёлых танков 2-й гвардейской танковой армии.
На родине ИС-3 впервые были продемонстрированы на военном параде в Москве 1 мая 1946 г. В отличие от своего предшественника — ИС-2, который широко использовался армиями многих стран мира, ИС-3 экспортировался за рубеж в очень ограниченных количествах. Вскоре после окончания войны Польше передали две машины (серийные номера 703.604А81 и 703.605А58) для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. Вероятно, предполагалось, что Войско Польское примет танк ИС-3 на вооружение.

Первый из этих двух танков попал в Офицерскую школу танковых войск в Познани. В течение многих лет машина служила для подготовки курсантов, а затем заняла место в экспозиции музея Высшей школы танковых войск им. С.Чарнецкого.
Второй экземпляр направили в Военно-техническую академию в Варшаве, где его использовали в качестве учебного пособия при подготовке военных инженеров. В1950-х гг. этот ИС-3 часто принимал участие в военных парадах. В начале 1970-х гг. танк отвезли на полигон в Ожише. Там, частично разукомплектованный, он почти двадцать лет использовался в качестве наблюдательного пункта. В начале 1990-х гг. машину доставили обратно в Варшаву. Теперь этот танк хранится в экспозиции Музея тяжёлого вооружения Войска Польского в Чернякувском форте.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИС-З образца 1945 года

БОЕВАЯ МАССА, т: 45,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина-9850,
ширина-3200,
высота-2440,
клиренс-435.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-25Т обр. 1943 г. калибра 7,62 мм; 1 пулемет ДШК калибра 12,7мм; 1 пулемет ДТМ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 122-мм выстрелов-28, 12,7-мм патронов-945, 7,62-мм патронов-1000.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ; телескопический шарнирный прицел ТШ-17.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб-120, борт-90, корма-60, крыша, днище-20, башня-230-75.
ДВИГАТЕЛЬ: В-11, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный жидкостного охлаждения; рабочий объем 38 880 куб.см; мощность макс. 520 л.с. (382,5 кВт) при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три поддерживающих катка, ведущие колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 86 траков шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 190.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 32,
ширина рва, м – 2,5, высота стенки, м – 1, глубина брода, м – 1 ,1 .
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 1 – РК, танковое переговорное устройство ТПУ-4-бисФ.