Роман Брэма Стокера было настоящим благословением для Румынии. Он привлекал туристов, но легенда противоречила коммунистическим идеалам и делала злодея национальным героем.
Трансильвания - большой регион, включающий большую часть центральной Румынии, - стал синонимом одного имени - Дракула. Роман Брэма Стокера, опубликованный в 1897 году, рассказывает историю о хищном вампире, который живет в разрушенном замке, высоко в Карпатах. Большая часть действия разворачивается в викторианском Лондоне, но именно описание Трансильвании - темное, дикое, не тронутое наукой и современностью место - является самой значительной частью романа. Так как Стокер никогда не был в Трансильвании, его изображение региона было в основном делом воображения. Тем не менее, его изображение пугающего региона на краю Европы твёрдо укрепилось в умах людей. Роман породил субкультуру вампиров, все еще живую сегодня, и в ее центре стоит Трансильвания, дом сверхъестественного.
Начало популярности Румынии
Румыния извлекла выгоду из романа и его адаптации фильма. Количество туристов увеличилось с 5 000 в 1956 году до 103 000 в 1960 году. К 1970 году они достигли 2 300 000. С 60-х годов прошлого века, поклонники Дракулы совершали паломничества в регион, разыскивая следы графа среди диких пейзажей. Румыния, тогда коммунистическое государство, верное Советскому Союзу со времен Варшавского договора 1955 года, стремилось привлечь западных туристов, которые генерировали твердую валюту, используемую для импорта западных технологий. Были и политические мотивы: туризм позволил Румынии продемонстрировать свои идеологические достижения и способствовал развитию дружественных отношений за рубежом. В 1960-х годах лидер коммунистов Румынии Николае Чаушеску старался дистанцировать Румынию и Советский Союз. В 1968 году он публично осудил вторжение СССР в Чехословакию. Румыния стремилась представить себя Западу как независимую коммунистическую страну, и туризм должен был сыграть свою роль. Государство приняло меры по облегчению въезда в страну: пограничные формальности были минимальными, а визы - недорогими, с небольшим количеством ограничений внутри страны.
Тем не менее, те фанаты Дракулы, которые посещали Трансильванию в поисках графа, были разочарованы. Замок Дракулы никогда не существовал вне воображения Брэма Стокера. Туристы часто обнаруживали, что румыны ничего не знали о Дракуле. Роман не был опубликован в Румынии до 1990 года. Румыны были сбиты с толку, когда их спрашивали, как добраться до замка Дракулы или о вампирах в Румынии. В 1972 году нью-йоркская туристическая компания General Tours запустила первый тур на тему Дракулы «Spotlight on Dracula». Министр туризма страны, не подготовленный к туру, в котором посетителям предлагалось запастись чесноком для предотвращения зла, создал группу для расследования того, как Румыния должна реагировать на растущий интерес к Дракуле.
Это создало дилемму. Граф предоставил стране уникальную возможность заработка. И все же туризм, основанный на сверхъестественном, принципиально расходился с «научным» коммунизмом. Суеверные верования были частью дискредитированного прошлого, которое коммунизм решил уничтожить. "Дракульный туризм" опирался на концепцию Трансильвании как зловещего, отсталого места, противоречащего представлению Румынии о себе как о современной, развивающейся и промышленно развитой стране.
Была еще одна проблема. У Румынии был свой исторический Дракула, правитель 15-го века Влад III («Влад Цепеш»), печально известный своей жестокостью, а также тем, что он колотил своих врагов деревянными кольями. Родившись в Трансильвании, Влад иногда называл себя Дракулой, что означает «сын дракона», поскольку его отец, Влад II Дракул, был принят в Орден Дракона за свою доблесть, сражаясь с османами. Несмотря на репутацию Влада, националистические историки в XIX и XX веках хвалили его как сильного лидера, который защищал свою страну от внешних угроз в неспокойные времена. По мере того как Чаушеску все активнее принимал идеи национализма, средневековые правители Румынии были представлены как предшественники его независимой внешней политики.
Затем, в 1972 году, Раду Флореску и Рэймонд МакНалли опубликовали книгу «В поисках Дракулы», в которой утверждали, что Стокер использовал Влада в качестве прообраза для графа, создавая новую причину для поклонников путешествовать по местам, связанным с «настоящим» Дракулой.
Конфликт между историей и романом.
Здесь и кроется проблема. Ни одна страна не будет рада видеть одного из своих национальных героев в образе вампира. В 1973 году министерство туризма Румынии разработало собственный тур «Дракула: легенда и правда», посвященный жизни Влада. Он был открыто пропагандистским и намеревался прочно провести грань между историческим Дракулой и вымышленным вампиром. Министерство решило, что Дракула не может быть частью туристических предложений Румынии, неохотно терпя такой туризм, но не поощряя его. Это оставалось официальной позицией до краха коммунистического режима в декабре 1989 года.
Однако иностранные туристы были другого мнения. Многие нашли то, что искали, в замке Бран недалеко от города Брашов. Замок не имеет связи с Дракулой и имеет лишь незначительные связи с Владом, но, расположенный на холме с внушительной коллекцией шпилей и башен, выглядит как часть истории. Официально музей средневекового искусства, в 1960-х годах Бран стал известен за пределами Румынии как «Замок Дракулы» и был продвинут как таковой для привлечения туристов.
В начале 1970-х один местный житель взял дело в свои руки. Его действия рассказывают о балансе между центральной и местной властью в коммунистическом государстве. Замок Дракулы романа расположен в округе Бистрица на северо-востоке Трансильвании. Руководитель туристического офиса Бистрицы знал, что западные туристы посещают его страну в поисках Дракулы, хотя, как и большинство румын, он мало знал о романе.
Спасибо за просмотр. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а также читайте и другие мои статьи:
- Как Советский Союз уничтожил целое море в Средней Азии и погубил мировую экологию.
- Жизнь и идеология Карла Маркса.