Клаус Штертебрекер, мало известный в России, но являющийся знаковой фигурой в Германии , стал героем историй, преданий, которые, быть может, им и не были совершены. Да что там говорить, когда какой-то герой появляется в комиксах и на банкнотах - о достоверности говорить непросто.
Теперь, когда мы прочли первую часть его истории, мы наконец, разберемся, что он совершал и в чем преуспел.
Как мы и говорили раньше - беднякам что-то, конечно же, перепадало. Однако они в прямом смысле этого не были благодетелями. Да и не зря они сами себя называли ликеделерами («равнодольными») - что намекала на то, что далеко не вся "касса" доставалась малоимущим. Их , в первую очередь, нанимали правители прибрежных территорий, для того, чтобы те оказали поддержку на море. Это, по аналогии с Англией, а потом и с более поздними временами можно назвать "каперским патентом". Заказчики витальеров были разные - то датские властители, то правители Мекленбурга (приморская область современной Германии) или предводители Фарерских островов.
Выходки его, впрочем, не могли терпеть долго, в конце концов такой Клаус и весь контингент витальеров становился попросту опасен. Якобы, однажды он захватил корабль самой датской королевы Маргариты, отпустив ее, но потом не переставая над ней издеваться и рассказывая о ней простонародью всякого рода небылицы.
Так это было или нет - мы не знаем. Но уж правдой было ,что Клаус уже просто занимался грабежом на море - он уже начал влезать в политические дрязги. Кроме того, они участвовали в довольно крупных операциях и противостояниях - когда Стокгольм оказался в осаде у датчан - они часто поставляли ему морем оружие и провизию. Таким образом, столица Швеции на осадном положении продержалась целых 4 года.
Однако, что там поставки продовольствия - ему доставало людей и кораблей, чтобы атаковать порты и входить в прибрежные города. Что характерно - не единожды местные простолюдины были на его стороне, а порой оказывали содействие, как это получилось в городе Висмар. Витальеры сходу атаковали город, начав громить дома местной знати и пытаясь добраться до городского совета. К ним должна подойти серьезная подмога - однако местные горожане предупредили его, и объединенный флот ганзейских городов.
С такой поддержкой и имея "каперские патенты" витальеры смогли серьезно обосноваться в городе Висбю на острове Готланд, имея доступ ко всем прилежащим водам. Их сила только росла, действия их были все более осознанными и скоординированными. Корабли уже оснащались по последнему слову военной техники, и были многим лучше неповоротливых торговых судов, от которых требовалась исключительно переправка груза.
Однажды, благодаря искусству маневрирования на море (они были так искусны, что многим казалось, что корабли Клауса Штертебрекера могли ходить по морю в полный штиль!) смогли столкнуть лбами королеву Маргариту, которую пираты уже, если верить преданиям, успели донять, и ганзейские города.
Датчане решили подстеречь корабли витальеров близ Готланда, у входа в порт Висбю, но оказалось, что все корабли пиратов были уже в море. Прождав тех безрезультатно, флотилия датчан засобиралась обратно в Кальмар, но тут им по пути встретился флот Ганзейских городов, которые тоже отправились в карательную экспедицию. Корабли по ошибке сошлись друг с другом, и сражение было уже непросто остановить, потому как, несмотря на просьбу датчан остановить бой - ганзейцы расценили это лишь как пиратскую уловку. Даже нескольких пленных датчан бросили в море. Когда ситуация , наконец, разрешилась, пришло время разборок уже между ганзейцами, потому как и без того натянутые отношения Ганзы с Данией могли и вовсе прекратиться.
Это был тактический триумф витальеров - их заклятые враги порядком истребили друг друга, а они лишь за этим наблюдали.