Найти в Дзене
kin0guru

Лиловый шар (СССР, 1987)

Продолжая пятничные посиделки после основного блюда, поданного сегодня, правда, под пародийным соусом, перейдем к десерту, неспешному разговору о фильме из далекого детства.

Роман Ужасов:

- Что-то я в недоумении. Не знаю что такого написать про этот фильм, он не настолько плох, чтобы раскатать его в разгромной рецензии, но и хорошего сказать можно мало. При просмотре лишний раз укрепился в своём мнении, что Павел Арсенов совершенно беспомощен как режиссёр зрелищного кино, и тонкости для чисто детского кино у него не достаёт. Это не Нечаев, который с тюзовским реквизитом и на коленке мог сделать абсолютный шедевр.

Альберт Магнус:

- У Арсенова самая жуть изумрудный город, 1994 года, а в лиловом только дракон стремный по большому счету.

- Дракон, как раз, меня не шибко и раздражал. Это я могу, как говорится, понять и простить. Но вот совершенно дурацкий эпизод в космопорте, когда "Пегас" ловили какой-то коробкой из под торта - никогда. Лучше бы какое-нибудь "силовое поле" изобразили. Делов-то, пару раз кисточкой по пленке провести, да актерам глаза выпучить от натуги.

- Никакая не коробка - к тому же конусообразная, не было таких тортов: ни в 1980-е, ни сейчас, ни в... ладно про будущее загадывать не буду. Меня еще совершенно не впечатлили пришельцы, особенно эпизод на их корабле, когда они там вышагивали под диковатую музыку. Но за песню в самом начале и лейтмотив на её основе готов простить многое.

- Песня неплохая, но от неё у меня душа не замирает, как от Качелей или Прекрасного далека. Так что и тут не в десятку. А ещё здесь уже понятно, по однообразной интонации, что повзрослевшая Гусева не актриса. Она и сама это вовремя поняла.

-3

С другой стороны, песня является если не спекуляцией, то продолжением мотивов "Прекрасного далёка". В плане текста конечно. "Хоть глазочком заглянуть в грядущий век". А ведь в будущее там никто не пялится, разве что добрый волшебник Эээх, пардон, Ууух. И то он переместился своим ходом из мифолита, эпохи легенд, в 2087 год, зафинделил шар на Солнце (здесь точно по книге) и назад. Так что в качестве текста сгодилось бы что-нибудь вроде: "Приходите в гости к нам поскорее, где лиловый шар зеленый дуб на берегу".

Но так уж удумал Арсёнов - самым нещадным образом поэксплуатировать чувства зрителей, ранее проникшихся "Гостьей из будущего". И это в первую очередь относится даже ни к тексту песни, а к образу Алисы, которую на три года повзрослевшая Наташа Гусева вынуждена (я считаю, что именно вынуждена и не по воле Вселенной, а по режиссёрскому видению) изображать теми же детскими интонациями. И завязала она с актёрской профессией, возможно боясь, что её будут продолжать снимать в подобных ролях... Впрочем, было ж, говорят, и прямо противоположное предложение - в чернушную "Аварию - дочь мента". Но такого разнообразия амплуа и разрушения стереотипов не пожелаешь и врагу. Так что не пошла в актрисы и хорошо. А во что в массе своей превратился отечественный кинематограф в 90-е, мы знаем. Зато первоклассный микробиолог из Натальи получился, с вирусами в реальной жизни борется.

Такой вот недосиквел. Почему недо-? Потому что добрая половина задействованных актёров (Невинный, Щербаков, Баранов, Носик, Ясулович) ранее сыграла уже в "Гостье из будущего", но совсем уж в других ролях. Щербаков там один из сотрудников института времени, а тут - профессор Селезнёв, в "Гостье" принимавший облик Юрия Григорьева.

- "Делай добро, брось его в воду" как говорил персонаж "Говорящей рыбы", одолевший Ээха, кстати, любопытно, Ууух ведь тоже предлагает сначала бросить Лиловый шар в море. Но, боюсь, так я выйду на вторую серию конспирологии :)) Учитывая армянские корни Арсёнова. Кстати, за ним ещё числятся как бы сказки "Король-олень", крайне неудачная на мой взгляд и, ещё, "Вкус халвы", не смотрел, но отзывы в сети, в основном, негативные. Не было у него больше "попаданий в цель".

Хотя была надежда. Взрослый экипаж "Пегаса" хорош, вытянули бы сообща фильм хотя бы в культовые. Лучше бы уж в "чистом космосе" сделали бы приключения. Благо у автора сценария в закромах такого было - ворох и маленькая папочка. А Борис Щербаков и вовсе - кинозвездолётчик со стажем. Ходил в качестве штурмана ещё на "Астре", тоже по сценарию, Булычёва, надо отметить.

Ну что, общий курс держим "на троечку"?

Как помнится, после премьерного просмотра на какое-то время закрепилась в качестве крылатой фраза "Поставьте ребёнка на планету". Но культовым"Лиловый шар" действительно не стал. Если брать вторую, сказочную половину, то в целом эпизод про троицу злодеев удался. Меня по-прежнему веселит рассказ про железную девочку (Iron Maiden?), об которую обломал зубы Людоедушка. А вот последующая линия Герасика слишком уж "пионерская" (прям далекий предок Ивашки из дворца), волшебнику не хватает харизмы ("никакой"), птенец птицы Рух марионеточный совсем. Ещё и Царевна-Лягушка антропоформировалась под конец в Царевну-Зомби. Так что получилось как в поговорке "начали за здравие и т.д.", хотя и по ходу действия неровностей хватало. Ни шатко ни валко. Тройка в самый раз. Согласен.

(3/5)

(с) Роман Ужасов & Albert Magnus для kin0guru

P.S. "Конспирологический" взгляд на "Лиловый шар" (в порядке бреда)

Рецензия на фильм "Воля Вселенной" (1988, с Наташей Гусевой)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

НАШИ РЕЦЕНЗИИ НА СОВЕТСКУЮ КИНОФАНТАСТИКУ: