Необычные места Новгородской области обсуждают жители в соцсетях. Так, некоторых привлёк старинный каменный мост XVIII века через реку Виточка в Трубичино. Это объект культурного и исторического наследия.
Как уверяет электронная библиотека «Муравейник», мост через р. Виточка является последним мостом в России, построенным по первому типовому «образцовому» проекту 1786 г. А ещё это последний и единственный на дорожной сети трехпролетный (3×8,6 м) мост с использованием эллипсоидных сводов.
«В 1786 году распоряжением Екатерины II была создана «Комиссия о строении дорог в государстве», которая занималась благоустройством шоссейных дорог, прежде всего шоссе между Петербургом и Москвой. Комиссией был подготовлен доклад «Об устроении дорог между столицами», по которому было решено начать строительство каменных мостов по типовым проектам (тогда их называли «образцовыми»).
Инженеры, русские мостостроители Карл Реан и Сергей Зиновьев разработали целую серию «образцовых» проектов мостов в один, два и три пролета. По типовым проектам были построены сотни мостов. Однако большинство из них было разрушено временем и особенно последней войной. Наш мост – один из последних, оставшихся от типовой серии», - сообщает "Муравейник".
Сейчас мост через р. Виточку фактически не эксплуатируется, хотя формально пока еще находится на балансе автомагистрали M10 «Россия». Обзор его закрыт построенным рядом новым железобетонным мостом, который выше старого и при этом расположен вплотную к нему.
Новгородцы восхищаются старинной переправой, но беспокоятся о её состоянии. Комментарии из соцсетей:
- Мост медленно погибает... Его размывает.
- Красивый дореволюционный мост, были проекты сделать там остановку для туристов, очень жаль, что его не чинят.
- Да, очень. А ведь имеет статус объекта культурного наследия.
О критическом состоянии моста известно давно. Как уверяет электронная библиотека, последний ремонт был в 1956 году. Строительство же нового моста рядом довершило развитие дефектов в швах кладки. Конусы нового моста фактически закрыли два крайних пролета исторического моста, и паводковая вода теперь проходит только в среднем. От напора воды начали разрушаться стенки промежуточных опор, что грозит обрушением переправы.
««Последний из могикан» каменных дорожных мостов, уникальный объект культурного и исторического наследия требует безотлагательных мер по его сохранению. Благо, что современные, отработанные технологии восстановления, усиления, реконструкции позволяют не только сохранять старинные каменные мосты как национальное культурное и материальное достояние, но и возродить каменное мостостроение с его возможностями длительной, в сотни лет, эксплуатации.
Отреставрированный старинный каменный мост через Виточку, с видом на храм Покрова Пресвятой Богородицы 1786 года, мог бы стать началом туристических маршрутов в Новгород. А благоустроенная, облагороженная территория между мостом, рекой и храмом была бы отличной придорожной зоной отдыха!», - рассказывает "Муравейник".
Но этот проект, видимо, мало кого интересует.
Юлия Гончаренко, ИА ВеликийНовгород.ру