Найти в Дзене
Артём Чёрный

Что такое MRAP? Панацея пехоты или распил бюджета?

Испытание армериканского MRAP "Cougar H"
Испытание армериканского MRAP "Cougar H"

Доброго времени суток, дорогие подписчики и гости канала!

В этой статье я хочу поговорить о довольно интересном классе бронемашин под названием MRAP (Mine Resistant Ambush Protected c англ. миностойкий и противозасадный). Данная аббревиатура зародилась в США в 2007г., однако, первые машины подобного класса появились далеко не в США, а в ЮАР в 70-е годы прошлого века. А первым наиболее удачным представителем этого класса машин стал африканский Hippo.

Первый удачный MRAP ЮАР - Hippo
Первый удачный MRAP ЮАР - Hippo

Данные машины были разработаны не от хорошей жизни, т.к в 70-е годы полным ходом шла война за независимость Намибии, и бойцы ЮАР несли потери от различных мин и СВУ, которые в больших кол-вах устанавливались на дорогах. Обычные пикапы и БТРы не могли обеспечить должной защиты личного состава, особенно от различных засад. Появление данных машин серьёзно снизило потери африканских военных на поле боя. Давайте разберёмся, как же устроены современные MRAPы и ответим на вопрос: "Панацея пехоты или распил бюджета?".

Давайте разберёмся, как же MRAPам удаётся выдерживать взрывы килограммов взрывчатки, которые способны уничтожить любой танк?

В первую очередь, это машины с очень большим клиренсом (дорожный просвет), средний клиренс этих машин составляет 450-505мм, а высота MRAPов доходит до 3-х метров, да, это не даёт им особой стабильности на дороге, но сохраняет жизни бойцов.

Во вторых, практически все MRAPы оснащены V-образным днищем, которое рассеивает энергию взрыва.

В третьих, бронирование, а точнее толстая броневая сталь, она позволяет MRAPам не разваливаться от первой же мины и выдерживать множественные попадания бронебойных пуль.

В четвёртых, колёса особой конструкции с автоподкачкой и специальным ободком, который позволяет продолжить движение на полностью спущенном или разорванном колесе.

В пятых, кресла экипажа особой конструкции. Т.к при взрыве вся энергия ударной волны бьёт в пол, а к полу у обычных автомобилей прикреплены сиденья, следовательно, сломать позвоночник от такого удара, как два пальца, поэтому кресла на MRAPах прикрепляются к потолку, а экипаж пристёгивается пятиточечными ремнями. Так же, для фиксации головы используют большие подголовники.

Кресла в MRAP "Тайфун-У"
Кресла в MRAP "Тайфун-У"

Разобравшись с сущностью MRAPов, посмотрим на характеристики некоторых машин, и ответим на главный вопрос.

Ниже список наиболее защищенных MRAPов, которые стоят на вооружении тех или иных стран.

1. MRAP "Casspir Mk.6" южноафриканский MRAP, стоящий на вооружении ЮАР около 30лет. Полная масса: 11т, Баллистическая защита: 7.62x51мм бронебойный патрон на дистанции 30м, Минная защита: 21кг ВВ под колесом и 14кг ВВ под днищем, Десант: 12 человек.

2. MRAP "Buffalo-MPV" американская инженерная версия южноафриканского MRAP "Casspir Mk.6" , стоящий на вооружении США около 30лет. Полная масса: 25т, Баллистическая защита: 7.62x51мм бронебойный патрон на дистанции 30м, Минная защита: 21кг ВВ под колесом и 14кг под днищем до 150кг ВВ на дистанции 9м, Десант: 4-6 сапёров (в разных источниках по-разному).

3. MRAP "Тайфун-У" российский MRAP, стоящий на вооружении РФ с 2017 года. Полная масса: 24т, Баллистическая защита: 14.5х114мм бронебойный патрон Б-32 на дистанции 200м, Минная защита: 16кг ВВ под колесом и 8кг ВВ под днищем, Десант: 12 человек. (ТТХ "Тайфун-К" одинаковы)

4. MRAP "Cougar" американский MRAP, стоит на вооружении США и ряда государств с 2002г. Полная масса: 22.7т, Баллистическая защита: бронебойные патроны 12.7мм дистанции 200м , Минная защита: 14кг ВВ под колесом и 7кг ВВ под днищем, Десант: 8 человек.

5. MRAP "Oshkosh" M-ATV американский MRAP повышенной проходимости, cтоит на вооружении США и ряда государств с 2009г. Полная масса: 14.7т, Баллистическая защита: 7.62x51мм бронебойный патрон на дистанции 30м , Минная защита: 10кг ВВ под колесом и 5кг ВВ под днищем, Десант: 4 человекa.

Основным преимуществом MRAPов является дешевизна, простота в ремонте, и универсальность, т.к среднестатистический БТР западного производства стоит около 1-2 млн долларов, тем временем, среднестатистический MRAP стоит около 475-700 тыс долларов, при этом, вернуть в строй MRAP, наехавший на небольшое СВУ, можно за одну ночь. Универсальность MRAPов вытекает из их низкой стоимости, т.к если БТР целесообразно заказать как боевую еденицу, то по цене одного БТР можно заказать 2-3 MRAPа, один из них будет, к примеру, медецинским, второй разведывательным или командно-штабным, а так же, в условиях войны с иррегулярными военными организациями (ИГИЛ и т.д) намного логичнее будет посылать в дозоры и патрули MRAPы, при этом, вы не потеряете в защищённости бойцов и сэкономите на дорогом ремонте БТРа.

Если говорить об эффективности, то она однозначно высока, иначе бы США не заказывали 29000 машин подобного класса, но какими бы они эффективными не были, всё равно, жертв избежать полностью невозможно. Однако, потери удалось снизить до минимума.

Вот несколько фотографий обычных "Хамви", наехавших на СВУ.

На просторах Рунета, я находил некоторых людей, которые утверждают что MRAPы бесполезны, ибо заложи на килограмм ВВ больше максимального значения и всё, MRAP уничтожен, это в корне не верно. Ведь эти цифры "6кг или 8кг" означают то кол-во ВВ, после взрыва которого, MRAP продолжит движение, а на деле, может взорваться и 10 и 20кг, конечно, броневик уже никуда не поедет, но самое главное, экипаж и десант выживут (если повезёт).

Резюмируя всё выше сказанное, можно сделать вывод, MRAPы конечно хороши, ведь данные машины спасли не одну жизнь, но всё-таки они далеко не идеальны, бронирование позволяет выдержать только крупнокалиберный пулемёт и крупные осколки от авиабомб и артфугасов, однако, мины, пулемёты и крики "Алла я в бар" далеко не единственные средства поражения техники на поле боя, никто не отменял ПТУРы и РПГ. Так что MRAPы это не панацея, а новое средство, облегчающее жизнь пехоты на поле боя, однако, это крайне универсальные машины, на их базе можно размещать всё что угодно (радиостанции, РЛС, РСЗО, артиллерию, медблоки и т.д). MRAP - это современное и крайне перспективное направление бронетехники.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!