Найти тему
Елена Блюмина

Прогулки по Канавинскому мосту

Часть I. Историческая

Кана́винский мост - первый и самый красивый из постоянных мостов через Оку в Нижнем Новгороде. До его строительства в 1930-1933 гг Нагорную часть города с Заречной соединял старинный Плашкоутный (наплавной) мост.

Вид на мост с Дятловых гор, от гостиницы "Азимут". Фото автора
Вид на мост с Дятловых гор, от гостиницы "Азимут". Фото автора

Вплоть до начала 19 в. горожане добирались в слободу Канавино - Кунавино, как тогда говорили, - и обратно на пароме и лодках, а зимой переходили по льду.

Фото из Сети
Фото из Сети

Однако в 1817 году Макарьевская ярмарка переехала в Заречную часть Нижнего Новгорода, на Стрелку, и возникла острая необходимость в переправе между двумя берегами, ведь с середины июля и до начала сентября ее посещало более 150 тысяч человек!

Нижегородская ярмарка. Фото из Сети
Нижегородская ярмарка. Фото из Сети

С 1817 г. стал использоваться 500-метровый плашкоутный мост, который ежегодно собирали весной и разбирали осенью.  Конструкция состояла из 26 плашкоутов (плашкоут -несамоходное грузовое судно с малой осадкой) и имела 3 части. Две боковые фиксировались у берегов якорями,  а центральную часть  перемещали при проходе грузовых судов.

Настил из деревянных досок приходилось менять раз в 10 лет. По временному мосту с 1896 г. даже начали ходить трамваи.

Проход и проезд по мосту были платными: 2 копейки с пешехода и 25 копеек с порожней конной повозки. Фото из Сети
Проход и проезд по мосту были платными: 2 копейки с пешехода и 25 копеек с порожней конной повозки. Фото из Сети

Интересно, что в 1910 году, когда городская Дума рассматривала проекты стационарного моста, инженер Кантауров говорил о том, что "мосты арочные с ездой по верху»  наиболее предпочтительны во всех отношениях. Однако заключал: «К сожалению, о применении этого типа к мосту через Оку в Нижнем Новгороде не может быть и речи». 

Фото автора
Фото автора

Но именно такой мост и был построен в городе - уже Горьком - по проекту  советских архитекторов А. В. Щусева, П. В. Помазонова и Н. А. Француза при участии инженера А. В. Крылова!

Фото автора
Фото автора

Русло Оки было перекрыто шестью арочными металлическими пролетами по 121 метр каждый.  Одна из опор находится в северной части острова Гребнёвские пески, отделяющего Гребнёвский канал от основного русла Оки. 

Фото автора
Фото автора

Остров, на котором лет 30 назад еще был один из городских пляжей, основательно зарос. Весной его затапливает, а летом он становится пристанищем уток и обладателей моторок.

Люблю снимать Канавинский мост в любое время суток и года
Люблю снимать Канавинский мост в любое время суток и года

Далеко не все нижегородцы знают, что первоначально мост  назывался Пахомовским - в честь Николая Ивановича Пахомова, который на момент торжественного открытия в 1933 г. был председателем губисполкома в Нижнем Новгороде.

Н.И. Пахомов (1893 -1938). Фото из Сети
Н.И. Пахомов (1893 -1938). Фото из Сети

В 1934-м Пахомов был назначен Народным комиссаром водного транспорта СССР, а в 37-м -членом ЦК ВКП (б). Но уже в 38-м он был обвинен в шпионаже и расстрелян, а мост спешно переименовали в Окский. И только после строительства второго моста через Оку мост обрел свое нынешнее имя

Канавинский мост зимой. Фото автора
Канавинский мост зимой. Фото автора

Он не разводится, но при этом является судоходным. Для навигации из Оки в Волгу и обратно используются второй и третий пролеты от правого берега. Еще один судоходный пролет  - там проходят обычно прогулочные суда - находится у левого берега, над Гребневским каналом.

Вид на мост и Заречную часть города от стен Нижегородского кремля. Фото автора
Вид на мост и Заречную часть города от стен Нижегородского кремля. Фото автора

Длина моста 795,5 метров, ширина - 23,6 метра. А сколько раз приходилось нам топать по нему пешочком домой из Нагорной части!

Бывало, и на рассвете возвращались, ибо лето в Нижнем - это ни с чем не сравнимая "маленькая жизнь" . Фото автора
Бывало, и на рассвете возвращались, ибо лето в Нижнем - это ни с чем не сравнимая "маленькая жизнь" . Фото автора

А всего в Нижнем Новгороде и на его границах расположено 9 больших транспортных мостов, из которых 6  через Оку, а еще 3 через Волгу. На этом фото видны Канавинский, Метромост и Молитовский :

Фото автора
Фото автора

И все-таки Канавинский мост- самый любимый.  Таких видов на историческую часть города, как с моста, не увидеть, пожалуй, ни с какой точки.

Вид на Нижний Новгород с Канавинского моста в мае. Фото автора
Вид на Нижний Новгород с Канавинского моста в мае. Фото автора

Но подробнее об этом - в  следующих частях моего рассказа, Пейзажных

Часть II. Пейзажная. Правая сторона моста

Часть III. Пейзажная. Левая сторона. Стрелка