Часть I. Историческая
Кана́винский мост - первый и самый красивый из постоянных мостов через Оку в Нижнем Новгороде. До его строительства в 1930-1933 гг Нагорную часть города с Заречной соединял старинный Плашкоутный (наплавной) мост.
Вплоть до начала 19 в. горожане добирались в слободу Канавино - Кунавино, как тогда говорили, - и обратно на пароме и лодках, а зимой переходили по льду.
Однако в 1817 году Макарьевская ярмарка переехала в Заречную часть Нижнего Новгорода, на Стрелку, и возникла острая необходимость в переправе между двумя берегами, ведь с середины июля и до начала сентября ее посещало более 150 тысяч человек!
С 1817 г. стал использоваться 500-метровый плашкоутный мост, который ежегодно собирали весной и разбирали осенью. Конструкция состояла из 26 плашкоутов (плашкоут -несамоходное грузовое судно с малой осадкой) и имела 3 части. Две боковые фиксировались у берегов якорями, а центральную часть перемещали при проходе грузовых судов.
Настил из деревянных досок приходилось менять раз в 10 лет. По временному мосту с 1896 г. даже начали ходить трамваи.
Интересно, что в 1910 году, когда городская Дума рассматривала проекты стационарного моста, инженер Кантауров говорил о том, что "мосты арочные с ездой по верху» наиболее предпочтительны во всех отношениях. Однако заключал: «К сожалению, о применении этого типа к мосту через Оку в Нижнем Новгороде не может быть и речи».
Но именно такой мост и был построен в городе - уже Горьком - по проекту советских архитекторов А. В. Щусева, П. В. Помазонова и Н. А. Француза при участии инженера А. В. Крылова!
Русло Оки было перекрыто шестью арочными металлическими пролетами по 121 метр каждый. Одна из опор находится в северной части острова Гребнёвские пески, отделяющего Гребнёвский канал от основного русла Оки.
Остров, на котором лет 30 назад еще был один из городских пляжей, основательно зарос. Весной его затапливает, а летом он становится пристанищем уток и обладателей моторок.
Далеко не все нижегородцы знают, что первоначально мост назывался Пахомовским - в честь Николая Ивановича Пахомова, который на момент торжественного открытия в 1933 г. был председателем губисполкома в Нижнем Новгороде.
В 1934-м Пахомов был назначен Народным комиссаром водного транспорта СССР, а в 37-м -членом ЦК ВКП (б). Но уже в 38-м он был обвинен в шпионаже и расстрелян, а мост спешно переименовали в Окский. И только после строительства второго моста через Оку мост обрел свое нынешнее имя
Он не разводится, но при этом является судоходным. Для навигации из Оки в Волгу и обратно используются второй и третий пролеты от правого берега. Еще один судоходный пролет - там проходят обычно прогулочные суда - находится у левого берега, над Гребневским каналом.
Длина моста 795,5 метров, ширина - 23,6 метра. А сколько раз приходилось нам топать по нему пешочком домой из Нагорной части!
А всего в Нижнем Новгороде и на его границах расположено 9 больших транспортных мостов, из которых 6 через Оку, а еще 3 через Волгу. На этом фото видны Канавинский, Метромост и Молитовский :
И все-таки Канавинский мост- самый любимый. Таких видов на историческую часть города, как с моста, не увидеть, пожалуй, ни с какой точки.
Но подробнее об этом - в следующих частях моего рассказа, Пейзажных
Часть II. Пейзажная. Правая сторона моста
Часть III. Пейзажная. Левая сторона. Стрелка