Найти тему
"Вернисаж"

Простой карандаш

Оглавление

Чтобы начать курс живописи и рисунка необходимо познакомиться с основными определениями. 

Набросок – это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска – простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. 

Зарисовка – это рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным. 

Эскиз (фр. esquisse) – предварительный набросок; подготовительный набросок этюда или картины. В процессе работы с натуры эскиз используется в качестве вспомогательного материала. 

Различие способов, которыми пользуются при исполнении набросков, позволяет наметить шесть типов набросков: 

1. Наброски, исполняемые от начала до конца непосредственно с натуры, одновременно с параллельным наблюдением ее (если при этом время исполнения не ограничивается, такой набросок с натуры может превратиться в зарисовку). 

2. Наброски, исполняемые комбинированным способом (сначала по наблюдению с натуры, а затем без натуры – по памяти). 

3. Наброски, исполняемые только по памяти, то есть через некоторый промежуток времени после наблюдения, на основе закрепившихся в сознании зрительных восприятий. 

4. Наброски по представлению («от себя»), связанные со способностью человека вызывать в своем уме представления о конкретных ранее воспринятых предметах, живых объектах и явлениях окружающего его мира. 

5. Наброски, выполненные комплексным способом, то есть с (применением всех вышеперечисленных способов работы, включая также и работу по представлению («от себя»). 

6. Наброски рисунка по воображению – изначальное воплощение в обобщенном изображении любого творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета и т.д. (набросок-эскиз), которое исполняется на основе восстановления и соединения своих представлений о предметах и явлениях. 

Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что-то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше они получаются. 

Итак, начнем наше знакомство с рисунком. Приготовим лист бумаги размером А4 (это обычный альбомный лист). 

Нарисуем на нем четыре одинаковых квадрата. 

-2

Начнем с первого квадрата. Возьмем карандаш Т, 2Т или H, 2H – это твердые карандаши; начнем штриховать этот квадрат горизонтально. 

-3
Какой получится карандашная линия, зависит от нескольких моментов: 
• твердость карандаша – чем карандаш тверже, тем светлее линия и наоборот; 
• нажим – более сильный нажим оставляет более яркую линию (важно не передавить – очень твердым карандашом можно и поцарапать бумагу); 
• угол наклона карандаша к бумаге. 

Переходим ко второму квадрату, заштрихуем его вертикальными линиями. 

-4

Третий квадрат мы штрихуем карандашом ТМ или HB, но сначала линии горизонтальные, а потом вертикальные. У нас квадрат получился в мелкую сеточку. 

-5
-6

Для четвертого квадрата мы будем использовать карандаш мягкий это М или В, но штриховку мы делаем горизонтально, затем вертикально и по диагонали. 

-7
Обратите внимание, что чем сильнее наклонить карандаш, тем шире будет его след. Я взяла несколько карандашей разной твердости. Справа штрихи боковой поверхностью грифеля, слева – острием. 
Самая сухая и тонкая линия получается когда рисуешь острием твердого карандаша, самая темная и жирная – боковой поверхностью мягкого. Конечно, не обязательно строго придерживаться одного способа рисовать простым карандашом. Можно чередовать в одном рисунке линии, сделанные острием, и линии, нарисованные под углом к бумаге,это придаст рисунку выразительности. Пока речь идет, в основном, о набросках. И это не случайно. Хотя многие не придают наброскам большого значения, я считаю, что именно в набросках оттачивается техника штриха. 
Для длительного рисунка стоит брать карандаши разной твердости, причем и использовать на разных этапах разные. Если в своей технике вы еще не так уверены, начинать рисунок и набирать тон можно твердыми карандашами. Так тон будет набираться постепенно, а ошибки будет легче спрятать.
И также не обязательно стараться штриховать в одном направлении. Тон набирается, когда штрихи накладываются друг на друга и пересекаются. 
-8

Под нашими нарисованными квадратами, предлагаю сделать прямоугольник, в котором мы соединим штриховки наших квадратов друг за дугом. 

-9

Но что чтобы они не смотрелись отдельно друг от друга, необходимо объединить их штриховкой. 

-10

Единственное, чего я советовала бы избегать, это растушевки. Когда растушеванный карандаш это основной метод изображения, это может смотреться хорошо. Но когда растушеванное пятно вклинивается в штриховку, оно сразу нарушает структуру рисунка, а избавиться от него очень трудно (вот почему часто под руку с карандашом советуют подкладывать лист бумаги, чтобы случайно не растирать рисунок). 

Отодвиньте лист бумаги от себя на вытяную руку и посмотрим, что у нас получилось. Каждый квадрат у нас разной тональности от светлого к темному. И прямоугольная линия имеет плавный переход от светлого к темному. Это необходимо нам для изображения предметов, для передачи формы и объема. 

Теперь мы переходим к изображению фигур. Рассмотрим две фигуры – это шар и цилиндр. 

Я думаю у всех дома есть кубики разной формы.

-11

Шар. 

1.Изобразите ровную окружность – это основа шара. Проведите в центре листа прямую. В ее центре поставьте точку. Через нее проведите прямую перпендикулярно первой, такой же длины. Старайтесь делать линии едва заметными. Чтобы понять, где центр используем глазомер – в будущем это не раз вам пригодится. 

Построим ровный квадрат, а только затем закругляем углы.

-12
-13

2.Вероятно, у вас не получится ровная окружность с первого раза, но не бросайте попытки. Когда вы закончите с этой задачей, сотрите лишние линии. 

-14

3.Создадим объем за счет наложения теней. Допустим, свет падает сверху и слева. Поставьте точку в самой освещенной части шара и отметьте ширину тени штрихом. 

4.Условно шар можно разделить на несколько частей в соответствии со степенью освещенности. Какая-то часть сильно освещена, какая-то – слабо, какая-то часть – более темная, а четвертая – целиком в тени. Эти области, разные по освещенности, лучше сначала представить мысленно (если это дается трудно, можно поставить перед собой шарообразный предмет). Самое освещенное место, которое отражает свет – это блик. Можно просто помнить о нем, а можно обозначить на листе. 

5.Окружает блик светлое пятно. Затем будет постепенный переход от света к тени и, наконец, самая теневая область. Изобразите тень дугообразными штрихами. 

-15

6.Настало время штриховки. Область блика не трогайте, светлую область штрихуем твердым карандашом. Цвет штриховки делайте более темным в теневом направлении, используя мягкий карандаш. Не забудьте о дугообразных штрихах, параллельных контуру шара, а затем расходящихся радиально от блика до тени. Рефлекс сделайте более светлым в сравнении с падающей тенью. 

-16
-17
-18

Термин «рефлекс» означает эффект отражённого света, появляющийся тогда, когда на предмет или его часть падает свет (отсвет), в свою очередь, отражённый от окружающих [этот предмет] объектов. Он помогает разделить два тёмных пятна - тень и падающая тень.

Цилиндр. 

Рассмотрим основные этапы рисования карандашом. 

1. Рисуем карандашом вершины цилиндра и основные грани. 

-19

2. Проводится построение цилиндра на плоскости. Каркас рисунка должен быть виден насквозь, проводятся перпендикулярные сечения. Вы должны осознавать, где находится задняя часть у цилиндра, чтобы правильно выстроить перспективные искажения на плоскости листа. 

-20
-21

3. Уточняются пропорции, строится тень, падающая и собственная, Границы тени наносятся легкими штрихами, а форма цилиндра уплотняется более сильными. Размечаются градации светотени, можно по сквозным равномерным сечениям для правильной тональной проработки. 

-22

4. Первоначальная проходка карандашом светотени. Мы с вами начнём со света. Возьмём карандаш твёрдый H или Т.

-23

Делаем полутень цилиндра, используем карандаш HB или ТМ.

-24

5. Рисуем и прорабатываем тоном теневую часть цилиндра, используем карандаш В или М. Не забываем оставить рефлекс, он по насыщенности как полутень.

6. Переходим к падающей тени, используем карандаш 2М им 4М, 2В или 4В.

-25

7. Самая верхняя часть цилиндра светлая, на неё падает свет. Выполняем штриховку твёрдым карандашом

-26

Утемняем дальнюю часть и теневую карандашом HB

-27

Цилиндр готов.

-28

Вот такие геометрические фигуры у нас получились.