Найти тему
Marissa

Чего не достает российскому образованию, чтобы войти в десятку лучших. Размышления по поводу...

Ни для кого не секрет, что Владимир Владимирович Путин поставил цель: Россия до 2024 года должна войти в топ-10 по качеству образования. Вот откуда у нас сейчас так много реформ в этой сфере.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Я решила посмотреть, а где мы (Россия) сейчас, кто (какие страны) перед нами и чего есть у них такого, чего нет у нас. Сразу оговорюсь: во-первых, у меня нет цели унизить нашу страну, возвысить другие страны (я люблю свою страну и душой болею за наше образование), во-вторых, я буду сравнивать только школьное образование (так как близка к нему) и только системы образования, а не уровень (там другая статистика, по индексам). Если вам интересно, оставайтесь со мной.

Насколько мне удалось узнать (может уже что-то изменилось), российская система образования находится на 13 месте. Перед ней идут (снизу вверх) Германия, Дания, Польша, Ирландия, Нидерланды (у нас эту страну называют Голландия), Канада, Великобритания, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Япония.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Япония и Южная Корея по очереди находятся то на 1, то на 2 месте. Почитала я про их образование, показатели действительно хорошие, но идет большой перегруз детей. Жалко их, детство совсем не видят. Японское образование, вообще, чем-то напоминает советское: работать только в коллективе, всех инакомыслящих ставят на место (не так фанатично, как у нас было, но все-таки это есть). Хотя в последнее время стали задумываться о том, что мало осталось творческих личностей, но появилось много безынициативных. С младших классов японцы прибирают и моют в классах, а мы от этого ушли. Плюсом является то, что у них очень много средств вкладывается в образование и Япония - центр развития технологий, все это облегчает обучение.

Образование в Южной Корее похоже на японское. В обеих странах образование очень практико-ориентировано (со средней школы идет направление к выбору профессии). Мы тоже стараемся так обучать, но нам (на мой взгляд) не достает современного оснащения, финансирования и профподготовки.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Сингапур долгое время был на первом месте, сейчас он на почетном третьем. Я когда увлеклась Сингапурской методикой (немного об этом здесь), то много читала о становлении образования в этой стране. Насколько я поняла, их целью является в школе как можно лучше подготовить к получению высшего образования (кстати, в предыдущих странах тоже) и дальнейшего устройства в жизни. Говорят, что в СССР (1950-1960гг) тоже так было, и образование считалось одним из лучших в мире, все изменилось с наступлением "оттепели". Кроме этого, система обучения в Сингапуре построена на принципе всестороннего развития личностных качеств. Школа стремится помочь выявить и развить таланты, способности мыслить нестандартно (креативно, критически и т.д.). Недостатком сингапурского образования считают большое количество экзаменов.

Гонконг, хоть и находится в Азии, но его образование очень похоже на европейское (долго были под властью Великобритании): примерно в те же сроки начинается и заканчивается учебный год (в предыдущих странах не так), такой же возраст перехода с одной ступени образования на другую. Впечатляет факт, что у школьников Гонконга самый высокий IQ на планете. Трудно, что-либо сказать про их процесс обучения, все какое-то нетрадиционное, неформальное. Их, в отличии от японцев, наоборот, поощряют выделятся из толпы, быть конкурентоспособными.

Очень мне симпатизирует образование в Финляндии. Для меня, оно, наверное, является самым лучшим, так как цель образования в школе - подготовить детей к реальной жизни. При выходе из школы ребенок должен спокойно влиться во взрослую жизнь. И у них на большом счету не гармонично развитая, а счастливая личность. Кроме того, во время обучения в школе ученикам не надо покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты и не надо оплачивать обеды. Нет сильной привязки к отметкам и НЕТ ЭКЗАМЕНОВ, что, наверное, и делает всех счастливыми. А еще очень мало задают домашнего задания. Минус финского образования - мало уделяется внимания одаренным детям, больше помогают "слабеньким".

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Образование в Великобритании, со своими Оксфордом и Кембриджем, всегда считалось одним из лучших. Хотя многие пытались оспорить этот факт, у них этого не получилось. Мы, наверное, все слышали про их элитные школы (и раздельное обучение), интересные школьные формы, строгую дисциплину и консервативность. Может быть по этому у них высокие показатели?

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Мои знакомые года 3 назад уехали в Канаду, поэтому я сейчас много интересуюсь образованием в Канаде. В общем-то, все как у всех, но факт, что все для детей, подкупает. Канада занимает первое место по финансированию образовательных процессов среди развитых стран. Благодаря хорошей оснащенности и прекрасно созданным условиям, детям интересно, увлекательно учиться, и еще их никто не заставляет. Мотивацию создают и поддерживают только родители (если им это надо). Нравиться, что у них немного обязательных предметов, остальные по выбору (с выбором помогаю определиться, опять же, родители). Дети моих знакомы очень довольны.

В голландском образовании меня удивило то, что его мало финансируют и плохо контролируют, а оно чудесным образом находится на плаву и входит в десятку лучших уже много лет. В чем секрет? Не знаю. В начальной школе практически нет отметок и домашнего задания. Зато по окончании ее ученики обязаны пройти два теста, которые и определяют твое дальнейшее обучение (или даже всю жизнь). Либо ты, по результатам тестов, идешь (уже со средней школы) на простое техническое образование (как наша основная школа), либо - на высшее профильное (как средняя), либо - на престижное высшее (как гимназия). От уровня образования зависит уровень жизни. Может быть это делает образование в Нидерландах хорошим?

Система образования в Ирландии похожа на британскую, имеет древние традиции (умеют люди хранить проверенные временем методики). Как и в большинстве стран, перечисленных выше, начальное образование длится 6 лет. Интересно, что в ирландской школе есть несколько обязательных предметов (математика, английский, ирландский и основы политического образования), а остальные предметы идут по выбору. Очень большая ценность высшего образования, поэтому все стараются учиться, чтобы достигнуть оного. Отсюда, наверное, высокий уровень образования и страны в целом.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Образование в Польше помогли поднять на этот уровень Реформы 1999 года и проект правительства "Стратегия развития человеческого капитала 2020". У них нет начальной школы, вернее, она у них называется Базовая школа (там учатся 6 лет), далее идет Гимназия (3 года), а затем - Лицеи, Техникумы, Профессиональные школы (3 года). Это обязательное образование. Чтобы получить документ об окончании школы, необходимо сдать два устных экзамена (польский и иностранный языки), шесть письменных экзаменов - три обязательных (польский язык, иностранный язык, математика) и три по выбору. После школы ученики могут идти работать (профессию они уже получили в Лицее/Техникуме/Профессиональной школе) или учиться в ВУЗе.

Датчане отправляю своих детей в школу не для того, чтобы те получили знания, а для того, чтобы из них сделали полноценных членов общества. Как мне это нравится! И во всем (и в уроках, и в общении) виден принцип, которому обязательно следуют все скандинавы, "Все равны!" (никакого соперничества, ни унижения). Все тестирование идет онлайн, никто никого ни с кем не сравнивает (потому что даже результатов друг друга не знают). Учителя не отягощены государственными проверками и обычной бюрократией.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Об образовании в Германии можно сказать, что это качественный подход в преподавании в сочетании со свободой выбора. Немецкое высшее образование ценится во всем мире. А вот школьное образование в Германии считается одно из наиболее сложных в мире. Начальное образование у всех детей одинаковое, но по окончании его учитель рекомендует (судя по результатам) куда дальше идти учиться: в гимназию, реальную школу или общую школу. В ВУЗы поступают по аттестату средней школы (без экзаменов), наверное, этот факт повышает качество образования.

Подвожу итог. Что общего я заметила в школьном образовании этих стран? Большой финансовый вклад в образование (почти во всех странах), престиж образования (в Ю. Корее даже культ образования), уважение педагогов, строгая дисциплина (без нее оказывается невозможно добиться результатов), большой акцент на изучение английского языка (в некоторых странах обучение на нем идет наравне с родным языком), много мотивации и мало негатива. И еще, (хорошо это или плохо, не знаю) малая вовлеченность родителей в процесс образования.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Чего же все-таки не достает российскому образованию? Точно не скажу, но думаю: финансирования, дисциплины, помощи учителям (не нужно бросать их в воду, не научив плавать. Это про все наши реформы и новшества), мотивации (чтобы мы все ясно понимали, зачем нам это надо). Самое главное, на мой взгляд, не гнаться за другими странами и не делать слепо все как у них, нужно брать только самое лучшее и подходящее нам. А учителям не воспринимать все новое в штыки, а пробовать, учиться. Нужно искать лучшего для детей, ведь они - наше будущее, будущее страны.

Рада, что властям не все равно, и планы у Путина хорошие. Пожелаем нашему образованию безболезненно войти в топ-10 стран по качеству образования.

Спасибо, что дочитали до конца. Всего доброго!

С вами была "англичанка".