О личности Сергея Параджанова можно спорить сколь угодно долго. Он был, безусловно, выдающимся режиссером, подарившим миру такие шедевры, как "Тени забытых предков" и "Легенда о Сурамской крепости". Ещё он был мистификатором, который обожал выдумывать о себе всякие небылицы, иногда совершенно чудовищного свойства. А ещё он был судим по статье "мужеложство", и никогда не скрывал этого. А уж чего стоили его знаменитые лагерные "подарки": букет из колючей проволоки, обмотанный грязными носками для Лили Брик и вши в спичечном коробке для племянника. О его чудачествах написано, наверное, было почти столько же, сколько и о его творчестве. Вот только мало кто знает, какую чудовищную трагедию Параджанов пережил в годы своей молодости.
История большой и, возможно, единственной настоящей любви Сергея Параджанова началась осенью 1950-го года, когда он, молодой студент ВГИКа, прогуливаясь по ЦУМу, увидел в парфюмерном отделе девушку необыкновенной красоты. Первые несколько недель он просто ходил любоваться на нее: девушка работала в ЦУМе продавщицей, и у Параджанова была возможность видеть ее каждый день. Наконец он решился с ней заговорить. Ее звали Нигяр Сераева, она приехала из Молдавии и была татаркой из очень строгой, религиозной семьи. Разумеется, она не согласилась встретиться с Параджановым. Но он приходил снова и снова, сраженный ее красотой. И Нигяр сдалась: пошла с Сергеем на свидание. Вероятно, к тому времени она сама уже влюбилась в него. Параджанов понимал, что о лёгком студенческом романе с этой скромной, молчаливой девушкой, воспитанной в патриархальных традициях, не могло быть и речи. В январе 1951 года Нигяр вышла за Сергея замуж, и они стали жить вместе в его комнате в общежитии ВГИКа. Вот только их счастье, как и семейная жизнь, продлилось меньше месяца.
Нигяр отправила в Молдавию письмо родным, в котором сообщила о своем замужестве. Семья девушки пришла в ярость. Нигяр уже была сосватана за татарина - военного, и родственники получили за нее огромный калым. А на брак с Параджановым она не удосужилась даже попросить родительского благословения. Вся родня Нигяр сочла ее поступок страшным оскорблением.
В Москву приехали родители и братья Нигяр. Они осыпали девушку проклятиями и, встретившись с будущим режиссером, заявили, что он должен заплатить им "выкуп" за Нигяр, которая стала его женой против воли семьи. Больших денег у студента ВГИКа Параджанова не было, и он немедленно связался с отцом, умоляя последнего о помощи. Но отец, недовольный выбором сына как в отношении профессии, так и в отношении спутницы жизни, Сергею отказал. Тогда родня Нигяр начала давить на нее, требуя бросить мужа и вернуться домой. Однако, если верить некоторым источникам, Нигяр не только отказалась покидать Сергея, но ещё и сказала родным, что только смерть способна разлучить ее с мужем.
Холодным февральским вечером отец и братья Нигяр пришли к ней в общежитие ВГИКа, когда Параджанова не было дома. Под предлогом того, что мать хочет увидеться с ней и поговорить, они увели девушку с собой. При переходе железнодорожных путей братья велели Нигяр остановиться и подождать, пока отец выкурит сигарету. Они все рассчитали: примерно в это время здесь как раз проходил поезд. Братья схватили Нигяр за руки и держали до тех пор, пока поезд не подошёл совсем близко. А затем просто толкнули ее на рельсы.
Смерть Нигяр стала для Сергея Параджанова сильнейшим ударом. После ее гибели он целый год провел в психиатрической больнице. Так и осталось неизвестным, понес ли кто-то из семьи Нигяр наказание за ее убийство. Я почему-то склонна думать, что нет.
Когда узнаешь эту историю, сразу понимаешь, почему во многих картинах Параджанова поднимались темы утраченной любви и разрушающей силы внешних обстоятельств. Режиссеру было хорошо известно: в жизни зло часто побеждает добро. Фильмом "Тени забытых предков" он как будто воскресил их с Нигяр любовь, показав, как человеческая вражда и жестокость, вставшие на пути истинного чувства, в итоге приводят героев к гибели. Не случайно был им снят и фильм "Ашик-Кериб", ставший его последней законченной картиной, где в терпеливо ждущей возлюбленного восточной красавице Мигуль-Мегери, словно на прощание, отчётливо проступил образ его незабвенной Нигяр.
Сам Параджанов не любил рассказывать кому бы то ни было о своей Нигяр. Эта тема была запретной для него. Видимо и спустя многие годы упоминание о красавице - татарке причиняло ему страдания. Лишь после смерти режиссера его бывшие сокурсники по ВГИКу и члены семьи решили немного приподнять завесу тайны, окружавшей жизнь и смерть первой жены Сергея Параджанова.