Рим - большой и очень старый город с огромным множеством достопримечательностей на любой вкус - исторических, политических, религиозных или культурных. В какой-то момент масштабные арки, дворцы, храмы и музеи уже не удивляют так сильно как в первый раз, их начинаешь воспринимать как должное, ведь именно так и должен выглядеть город, к которому ведут все дороги мира. И тогда на первый план выходят скрытые сокровища Рима, спрятанные у всех на виду. Среди них - "Четыре фонтана" (Quattro Fontane).
Спускаясь с самого высокого из семи холмов Рима - Квиринала, идет одноименная улица - Виа дель Квиринале (Via del Quirinale). Еще во времена Империи эти места облюбовали римские патриции, что было вполне объяснимо простым природным явлением, даже в самую сильную летнюю жару там всегда дует легкий ветерок. Нет ничего удивительного, что примерно с конца XV века примеру патрициев последовали римские папы, кардиналы и прочие представители верховной власти католической церкви. На одном из перекрестков холма в XVI веке были поставлены четыре фонтана, давшие название и улице, и небольшой площади, и одному из самых красивых храмов Франческо Борромини.
Фонтаны были созданы по решению Папы Сикста V, который вошел в историю не только как реформатор церкви, но и градостроитель, изменивший облик Рима. Феличе Перетти ди Монтальто взошел на папский престол в 1585 году в возрасте 64 лет, и за 5 лет (вплоть до своей смерти) он совершил своеобразную революцию в городском планировании Рима, а также полностью изменил представление о том, каким должен быть европейский город вообще.
В 1585 году Рим, как любой средневековый город, это переплетение кривых узких улочек и переулков — прохожий шага не мог ступить, чтобы не зацепиться плечом за выступы стен, выступающие из ряда домов стены церквей, пристройки и флигеля. Простая задача пройти от одной точки города до другой — превращалась в целое приключение. Предшественники Сикста V на протяжении всего XVI века предпринимали кое-какие шаги в сторону облегчения передвижения по городу. Две прямых улицы проложил Юлий II, еще одну — Лев X, потом Павел III, Пий IV и Григорий XIII робко пытались что-то сделать с Римом. Но только Сикст V подошел к проблеме радикально и глобально. Его ключевая мысль состояла в том, что паломник, приехавший в Вечный город, чтобы поклониться святыням, то есть посетить все семь главных храмов города, должен был сделать это с максимальным удобством за один-единственный день. А для этого через весь город должны быть проложены широкие проспекты, соединяющие ключевые места города.
"Наш владыка, желая облегчить путь тем, кто, понуждаемый благочестием или по обету, должен несколько раз посещать самые святые места в Риме и, в частности, семь церквей, столь прославленных отпущением грехов и святыми мощами, проложил множество прямых и удобных улиц во многих местах. Так каждый может пешком, верхом или в экипаже из любого места в Риме прямым путем достичь самых прославленных святынь", писал Доменико Фонтана в 1585 году.
Работы начались сразу везде по заранее подготовленному плану, при этом прокладывание улиц не было тупой работой линейкой — проектировщику было важно выбрать самую удачную топографию, важны были виды и перспективы, так как город должен был производить впечатление красотой, изяществом и стройностью — именно как целое. Тогда-то и появились ставшая ключевой артерией "Страда Феличе" (ныне это улицы - Виа де Претис и Виа Кватре Фонтана), которая была спроектирована так, чтобы по ней могли проехать пять экипажей, а также Виа Пия (новая дорога, проложенная в 1565 году от ворот Пия). Если встать в центр перекрестка, то можно увидеть три обелиска – на Эсквилине рядом с Санта-Мария-Маджоре, Салюстиана у церкви Тринита-деи-Монти и на Квиринале; с четвертой стороны видны ворота Пия. Их установка как визуальных доминант также была идеей Сикста V.
Автором как самой улицы, так и трех установленных на одном из ее перекрестков фонтанов являлся Доменико Фонтана, швейцарский архитектор и инженер, которого Сикст V привлек для переустройства Рима. Он создал скульптуры Тибра (главной реки и символа Рима, что подчеркивается изображением дуба и Капитолийской волчицы, кроме того название этой римской реки созвучно со словом "вода" на кельтском языке), Аньене, в античности Анио, реки-притока Тибра, снабжающего большинство городских акведуков водой (по другой версии это Арно, символ Флоренции) и Юноны (ассоциировавшейся с живительной влагой). Четвертый фонтан посвящен Диане, древнеримская богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия. Одно из ее прозвищ - Тревия, богиня трех дорог, это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землей, а изображения богини часто помещали на перекрестках, в том числе и этом римском. Считается, что эта статуя - знак почтения Папе Сиксту V. Диана держит в руках три груши (геральдический символ Папы), а рядом с ней вода течет из трех гор (еще один символ). Автором скульптуры стал художник и архитектор Пьетро да Кортона. Возможно все фигуры фонтанов представляют собой символические изображения рек или полезной воды, поставляемой фонтанами Рима.
Один из углов перекрестка Четырех Фонтанов (со стороны Тибра) занимает получившая от них название церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (за свой миниатюрный размер прозванная "Сан Карлино"). Она посвящена Троице и святому Карло Борромео, канонизированному в 1610 году, о чем говорит богато украшенный завитушками и венками карниз с надписью "In honorem [Sancti]ss[imae] Trinitatis et D[ivi] Caroli MDCLXVII". Статуя святого работы Антонио Рагги, окруженная парой кариатид, крылья которых образуют ложный фронтон, вынесена на фасад. Там же в боковых зонах находятся статуи Святых Жана де Мата (справа) и Феликса Валуа (слева), основателей ордена Тринитариев. Они были созданы Силлано Силлани и стали последним дополнением к фасаду Сан Карло алле Куатро Фонтане.
В этом крошечном архитектурном комплексе воплотилось начало и завершение необыкновенного творческого пути гения итальянского барокко Франческо Борромини. Это была его первая успешная самостоятельная работа, и то же время его последнее произведение, поскольку фасад церкви был достроен после трагической смерти мастера (следуя проекту, оставшуюся часть фасадных работ завершил его племянник Бернардо Борромини). Интересная деталь — настоящая фамилия Борромини была Кастелли, так звались многие поколения потомственных каменщиков и строителей из Тессинского кантона. Чтобы выделится среди них Франческо сменил фамилию во время работы над Миланским Собором, взяв фамилию матери, или псевдоним от имени Карло Борромео, чьими проповедями он был впечатлен. Считается, что архитектор предусмотрел одну из капелл Сан-Карло для самого себя, однако его останки, как самоубийцы, были захоронены в другом месте - церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, без надгробной плиты и надписи.
Территория будущего монастыря была занята двумя довольно новыми зданиями, которые монахам пришлось купить и снести. Ограниченность в денежных средствах также подразумевала для Борромини отказ от обычной разноцветной каменной кладки и обилия позолоты во внутренней отделке. Реализация проекта заняла у монахов 70 лет. Он обошелся им, в общей сложности, в 11 678 скудо. Скудо был золотой монетой весом около 3,3 грамма, т.е. стоимость постройки комплекса оказалась эквивалентна 38,5 кг золота. Это было довольно дешево для того времени, даже если Борромини действительно работал бесплатно.
После переделки улиц, углы площадки были обрезаны, и пространство, на котором нужно было возвести здание, было очень ограниченным (архитектор должен был вписать всю церковь в площадь, в точности равную площади столба, поддерживающего купол собора Святого Петра, что немного грустно-иронично, так как Борромини был отстранен от работ над главным собором Рима из-за интриг Бернини). Архитектор сделал ставку на главенство формы. Это вполне соответствовало его предпочтениям и результатом стала работа гения. Все недостатки мастер сделал достоинствами, он, по словам итальянского культуролога Витторио Згарби, сконструировал храм таким образом, чтобы усилить глубинный символизм архитектурной конструкции, отражающей молитвенное сосредоточение как прелюдию к разрешению внутреннего напряжения - созерцания божественного совершенства, освобождающего от бремени грубой материальности. В узком внутреннем дворике начальным и конечным этапами этого духовного пути становятся план земли и план неба.
Многоугольный дворик формой тяготеет к овалу, то есть, в понимании барочных архитекторов, к искаженному, неполному совершенству. Его нижний ярус создает впечатление основательности, но тонкие колонны придают легкость и динамизм верхнему ярусу, более воздушному и светлому, украшенному изысканной балюстрадой с чередованием обычных и перевернутых балясин.
В фасаде, едва ли не в духе соперничества, Борромини повторяет двухуровневую структуру спроектированного Пьетро да Кортона фасада Санти Лука э Мартина, словно сжимая и сминая его, так что боковые части прогибаются внутрь, уравновешивая центральную выпуклость и максимально подчеркивая контраст пустого и полного, так что фасад колеблется, словно на ветру, и оказывается устремленным кверху, к небесной славе вотивного образа, заключенного в неизменный овал (там находилась фреска "Святая Троица, венчающая Богоматерь", разрушившаяся со временем). Знаменитый фасад церкви в виде "застывшей волны" очень подходит этому перекрестку "Четырех фонтанов", украшенному символами рек и водной стихии. Этот выдающийся и запоминающийся архитектурный компонет выдающийся австрийский историк и теоретик искусства Ганс Зедльмайр сравнивал с памятниками эллинистического искусства — фасадами храмов Петры в Набатее. Однако сам Борромини считал, что он таким образом пространственно интерпретировал фасад церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции.
В плане фасад разделен на два яруса и три вертикальных зоны. Вертикальные зоны первого яруса — вогнутая, выпуклая, вогнутая. Зоны второго яруса — все вогнутые. Такое деление на три зоны символизирует Троицу, причем средняя зона относится к Сыну. На втором ярусе (в Небесах) он равен остальным двум — Отцу и Святому Духу. На первом же ярусе (на земле) он единственный, кто доступен для людей. Поэтому центральная зона здесь выпуклая, то есть более близкая к зрителю.
Внутри церкви отражение духовного пути от земли к небу приобретает драматизм, начиная от планировки - вытянутой, еще более неправильной формы, чем двор, с четырьмя апсидами, по сторонам которых располагаются симметричные углубления. Борромни, с одной стороны, с помощью микеланджеловской рельефности декора подчеркивает обилие несущих элементов, с другой - делает ниши в "пассивных" промежутках между этими элементами, словно добиваясь гармоничного соотношения пустых и заполненных пространств, динамичного взаимодействия выпуклых и вогнутых рельефы. В итоге это невероятное напряжение разрешается чудом: в куполе, густо кессонированном крестами и шестиугольниками, стремление к божественному свету наконец реализуется в искомой форме овала (там находилась несохранившаяся роспись). Свет, льющийся из окон, создает ощущение парящего в высоте изображения на плафоне лантерны: голубя Святого Духа в треугольнике (эмблема ордена тринитариев, основателей этой церкви).
Монахи остались довольны результатом, ставшим архитектурной сенсацией. Многие образованные посетители Рима пытались получить копии планов церкви. В 1710 году монастырь был расширен. Его столовая располагалась позади церкви и была очень тесной. В 1705 году монахи купили соседний дом и построили на его месте новый блок с просторной трапезной. Архитектором выбрали Алессандро Спероне. Старая столовая с тех пор стала ризницей.
В дальнейшей истории Сан Карло алле Куатро Фонтане не происходило ничего примечательного до самого конца папского правления в Риме, то есть до 1870 года. В 1873 году итальянское правительство закрыло ее монастырь, как и многие другие, но популярность среди граждан самой церкви, гарантировала ее сохранение за Тринитариями. Все остальные монастыри и церкви между Квиринальской площадью и церковью Санта Сусанна, за исключением Сант Андреа аль Квиринале (расположенной буквально по-соседству) , были уничтожены. Сплошную линию монастырей заменили садами и правительственными учреждениями.
В начале ХХ века церковь пришла в запустение. В путеводителях для паломников того времени она могла вообще не упоминаться. И ситуация, с годами, только ухудшалась. Архитектурный стиль Сан Карло алле Куатро Фонтане совсем вышел из моды, а среди "архитекторов" и "археологов" распространилась мода "восстанавливать" старые церкви путем удаления их декораций и выставления напоказ голых кирпичных стен. В путеводителе Джорджины Массон 1965 года сообщалось, что церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане редко бывает открытой и для посещения ее монастыря необходимо сделать предварительную заявку. В то же самое время стены церкви пришли в такое плохое состояние, что это стало вызывать беспокойство.
Впоследствии, однако, ситуация полностью изменилась. В 1988 году была начата полная и систематическая реставрация церкви. Закончилась она в 1999 году. Сейчас Сан Карло алле Куатро Фонтане — один из самых популярных объектов среди гостей Рима.
В 1999 году, к 400-летию со дня рождения Борромини, швейцарскому архитектору Марио Ботта было поручено разработать модель церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане в Риме. Ботта предложил модель в виде части здания церкви, как имитацию чертежа Борромини. Здание было возведено рядом с местом рождения выдающегося новатора эпохи барокко, на берегу озера Лугано. Для проекта было использовано 35000 древесных плит, каждая была обрезана и отшлифована, а затем плиты были обработаны все вместе, чтобы воспроизвести точный интерьер церкви Борромини. Работа Ботта была демонтирована в 2003 году, но она тем нее стала запоминающемся событием в мире культуры.
Небольшая церковь Сан Карло, красивые фонтаны на оживленном перекрестке, перспектива квиринальского холма - все это производит впечатление движения, течения жизни, пульса города. Среди череды блестящих достопримечательностей, этот кусочек города легко пропустить, но без него, есть ощущение, что паззл Рима не сложится.