Найти в Дзене

Письмо из прошлого.

Добрый день, мои читатели.

  Сегодня я отойду от темы деревни. На то есть причина.

  Перебирая старые документы отца и мамы, наткнулась на черновик маминого письма. Оно был адресован ученикам. Пожелтевшие листочки из тетради в линеечку. Мама-учитель русского языка и литературы.

  Мистика какая-то! Я обнаружила письмо спустя 45 лет в празднование 75-летия Победы.

  Под письмом стояла дата: май 1975 год. 30 со дня Победы.

Последний листок маминого письма.
Последний листок маминого письма.

  Мама всегда говорила, что непосредственно в боях она не участвовала, поэтому не рассказывала нам-детям, о войне. И вот теперь, прочитав письмо, поняла, что мама была очень скромным человеком.

  Дорогие мои читатели, наберитесь терпения и почитайте это письмо из прошлого 19-летней девушки! Оно не очень длинное.

Мама в нижнем ряду первая слева.
Мама в нижнем ряду первая слева.

  ПИСЬМО МАМЫ.

«Здравствуйте, дорогие мои ребята, члены районного пионерского штаба «Орленок». Письмо ваше, которое писала Надя Сердитова, я получила. Большое спасибо за внимание.

  Я еще никому не писала о своем участии в Великой Отечественной войне. Мне кажется, ничего особенного много не сделано, и если есть помощь в разгроме врага в войне 1941-45 годы, то самая маленькая.

  К сожалению (по тому времени нам, девчатам нашего 7-го батальона службы ВНОС (внутреннее наблюдение, оповещение и связи) не пришлось быть непосредственно в боях. Мы – радисты, после 3-х месячного обучения заменили наших братьев-мужчин, которые ушли на фронт. Как только освободили наши войска г. Смоленск, прибыла наша часть. Находились мы там до окончания войны.

Родом я с Тамбовщины.

В числе 32 девушек-комсомолок нашего Пичаевского района я пошла в ряды добровольцев Советской Армии на защиту нашей Родины. Прожили мы в г. Сасово несколько месяцев, затем обмундировали и начали обучать нас радиоделу (изучали строение самолетов, азбуку Морзе и др.). Города Сасово-Ряжск-Смоленск – вот мои места, где мы вместе со своими девчатами помогали

нашим другим частям в разгроме немцев. Нам надо было знать хорошо устройство всех самолетов, чтобы по одному крылу могли определить марку самолета, наш или немецкий.

  Сначала мы были наблюдателями, а потом я кончила трехмесячные курсы радистов. Это, конечно, потруднее. От того, как правильно мы сообщали на КП (командирский пункт) о … самолетах, зависело многое. По нашему сигналу ведь поднимали самолеты в воздух, готовили зенитки. Допустим, мы передали на КП, что летят советские самолеты над городом, значит наши зенитки и наши

самолеты командующие не будут поднимать вверх. Нам поверили, а если мы ошиблись, а если это немецкие самолеты летят, значит они будут бомбить. Какие жертвы могут произойти!

  Несмотря на то, что я вместе со своими подругами служила в пригородной полосе (в городе Смоленске) мы туда пришли, ни одного дома не было хорошего, остались одни коробки.

  Кое-какие эпизоды запомнились на всю жизнь. Это было под первое мая в 1944 году. Через реку Днепр была построена переправа (неширокий мост), по которому оживилось все движение на фронт.

  И вот в ночь на 1-е мая фрицы решили во что бы то ни стало уничтожить эту переправу. Жили мы тогда в здании Смоленского собора. Расположилось это здание на вершине, откуда хорошо просматривался весь город. Собор, между прочим, немец не трогал, он ему был ориентиром.

  Рано утром разбудил нас треск стекол, на наши постели посыпались осколки стекла. Вскочили мы по тревоге, в одну минуту оделись и на свои места помогать дежурным радистам. Передатчик на улице был. Бомбили всю ночь до рассвета. Но наши девчата со своих постов не ушли. Света не было около рации, окна были разбиты, зажигали спички и так принимали с передовой и передавали радиограммы на КП авиаполков и артиллерии. Много было жертв в ту ночь. Около станции железной дороги были госпитали, там погибло в то время много раненых.

Вместе со мной служили девчата: Невольчина Аня, Шальнова Катя (с Тамбовщины), …. (с Горького)

замечательно играла на гармошке. Катя Новикова (из г. Моршанска Тамбовской области), Блохина

М., Зобнина Маша и многие другие.

Милые ребята, ведь в письме всего не расскажешь, что пережито за три года (с 1942 по 1945). Все

хотели быть непосредственно на фронте, но ведь и то, что мы выполняли тоже имело большое

значение для ускорения разгрома немецко-фашистских захватчиков.

Пожалуй, на этом закончу.

До свидания, ребята.

(Может быть и не понадобится вам мой рассказ).

Мария Федоровна.

Май 1975 г.

30 лет со дня Победы.»

  Спасибо вам, кто дочитал до конца, это черновик, стиль письма не исправляла.

Теперь я понимаю, почему тогда говорили: «Лишь бы не было войны.»

  Пишите на канал свои комментарии. Заходите на канал. Всем здоровья и благополучия.