ЧАСТЬ V
«Всеволод Сибирцев»: работа, рыба, день рождения
Всеволод Михайлович Сибирцев был знаменитым на Дальнем Востоке революционером. Было лишь вопросом времени, то что в честь него назовут что-то настолько огромное. Настолько огромное, чтобы впечатлить меня, человека не очень впечатлительного.
Подходя к кораблю, мы думали, что нас ждёт пара десятков беззаботных деньков посреди океана. По пути к плавучему заводу мы вышли из Японского моря, прошли через край Охотского и вышли в Берингово, где и находился в этот момент «Всеволод». Этот факт заставил меня романтизировать всю поездку, чувствовать себя великим мореходом, и я был неосторожен с ожиданиями о жизни на «Всеволоде». Нас встретило начальство судна, директора по производству, капитан, их помощники по безопасности, по медицине и прочие местные БОЛЬШИЕ люди. Здесь началась настоящая жизнь матроса. Нам объявили график. А еще, что у нас не будет выходных, да и вообще мы будем работать в ночь, поэтому нам нужно отправляться в каюты, распаковывать свои вещи, и ложиться спать до вечера.
Так началась наша морская жизнь в роли обработчиков рыбы. Распределили нашу команду на совершенно разные стадии обработки. Сперва я оказался с парой ребят из команды на стадии комплектования лотков перед заморозкой. Наша задача была контролировать подачу рыбы через дозатор, собирать эту рыбу в алюминиевые лотки, плотно закрывать и ставить на конвейер. Рыбы было очень много, перекуров практически не было, работа разбавлялась редкими перерывами на обед и на чай. Мы сильно уставали и сразу после смены ужинали и валились с ног, чтобы проспать двенадцать часов и снова выходить в смену. Будило нас местное радио, по которому голосом с кавказским акцентом, наш бригадир Ипатыч говорил: «Заступающей рабочей смене приготовиться к заготовке сырца и выпуску мороженой продукции». Позднее мы стали ставить будильник, чтобы тщательнее подготовиться к смене. Мелодией у нас неизменно была песня Касты – Прыгать высоко, которая к концу рейса была ненавистна всеми жильцами моей каюты.
Вскоре наша жизнь превратилась в «День сурка», который нельзя было отличить от предыдущего. «Заступающей смене, заступающей смене, мороженой продукции, сырца, заступающей смене!», кричал голос Ипатыча в моих снах, рыба рассыпалась перед глазами ослепляя бликами от сверкающей чешуи. Раз за разом мы в поте лица загружали лотки, ставили на конвейер, снова грузили, на обедах я жадно поедал свою еду, а потом в курилке занимался пассивным курением. В радио пел Лагутенко. Снова работа и снова сон. Самым приятным в этой тяжелой рутине были рассветы, особенно у чёрно-белых берегов Камчатки. Непередаваемое ощущение.
Небольшие рыболовецкие суда привозили нам рыбу, грузчики ссыпали её в трюм, после чего она поступала на конвейеры, где её потрошили, обмывали и отправляли к нам на комплектование, а после морозили. Позднее меня перевели на потрошение и обмывку, но работа там была не легче. Руки всё время тряслись от холодной рыбы и воды. Рыба иногда была её живая и приходилось добивать бедняг. Ножи были тупые и иногда было сложно разрезать брюхо. Мороки было очень много. Одежда воняла рыбьими кишками, в одежде мы шли в каюту, где потом так же воняло тухлятиной.
В этих условиях мы жили дольше чем нам обещали. Рейс затянулся еще на две недели. Где-то на третей неделе мы стали привыкать к режиму. Было принято решение, что не плохо было бы разбавлять нашу жизнь готовкой и занятиями в спортивном зале. В зале мы в основном поднимали штангу и били боксёрскую грушу. Так можно было избавиться от злости. Злости было много. Рыба была везде, на работе, на кухне в супе и на второе, её запах был в каюте. Среди рабочих ходили слухи о том, что мы скоро отправимся домой, но чаще всего это были лишь выдумки.
Мы вышли в Тихий океан в поисках рыбы, где кружили несколько дней. К тому моменту уже была переработка по тоннам рыбы, но начальство не оставляло надежд заготовить еще больше. Несколько дней в Тихом океане с небольшим количеством рыбы минули и корабль направился в сторону Японии. Близко к Японии подойти было нельзя по понятным причинам, но посмотреть на острова я смог. Вскоре нам официально объявили, что корабль направляется в порт Преображение. Это была радостная новость. Алкоголь был запрещён на судне, поэтому мы сделали крепкий чай и курили сигареты, такой вот праздник. К тому моменты, неприятности и сложности окончательно сплотили нашу команду. Я впервые чувствовал такую связь с людьми. Это была не только дружба, но еще и единство перед лицом трудностей.
Тем временем медленно, но верно подбирался мой день рождения, который из-за сложившейся ситуацией с продлением рейса, мне пришлось бы праздновать на корабле посреди Тихого океана. У меня не было никаких планов, т.к. ни средств, ни возможностей там для этого не было. Здесь и сыграла роль дружба и сплочённость, благодаря которой этот день рождения был незабываемым.
В тайне от меня, моя команда подготовила для меня видео поздравление от многих знакомых мне членов экипажа, в том числе начальника. Это было очень трогательное видео, которое я храню до сих пор. Так же с помощью поваров с камбуза, ребята смогли приготовить пару салатов, но гвоздём программы стала пятилитровая бутылка браги. Брагу была приготовлена собственноручно, из ингредиентов, которые предоставили повара. Она была слабая и кислая, но там посреди моря, это было бомбой. Это был лучший день во всей поездке. Самодельную открытку, подписанную всеми членами моей команды, я так же храню по сей день.
Однажды ночью, по дороге домой, я поднялся на самую верхнюю платформу. Здесь была вертолётная площадка, а по совместительству баскетбольное поле. Я смотрел в дымку и искал глазами хоть один намёк, хоть один огонёк с приближающегося берега, но так ничего и не увидел. Зато почувствовал. Аромат, которого я так давно не чувствовал. Это был букет из ароматов влажной земли, листвы, цветов, выхлопов автомобилей и чего-то еще. Это был взрыв эмоций радости, как во время встречи с хорошим другом, которого давно не видел.
Рейс подходил к концу.
По пути назад, одолевала грусть.
Все части:
ЧАСТЬ I О возможностях, за которые нужно хвататься
ЧАСТЬ III О Владивостоке и Преображении
ЧАСТЬ IV О Морском ветре, Хорошей литературе и безопасном передвижении внутри корабля