Найти тему

Школа, школа - как далеки и прекрасны эти дни.

Как и обещал продолжим обзор событий, свидетелем которых я стал не по своей воле, а по воле судьбы-матушки.

Прошло 7 лет. Город рос и мужал. Появились районы: Химиков (там жили сотрудники азотного завода), Металлургов (для сотрудников металлургического завода). Был даже район цементного завода. Очень странная территория. Строители не учли розу ветров и весь цемент из труб печей оседал на крышах и участках жителей. Это никого не смущало и только где-то в 70х годах людей начали переселять с этих территорий.

Расскажу случай, связанный с этим. Как-то мы с мамой поехали выбирать розы для нашего розария. Мама с моим рождением решила не работать и заниматься домашним хозяйством. В результате различных поисков она решила, что розы — это самое лучшее что можно придумать. Так вот приезжаем мы к продавцу роз, и я вижу огромное количество кустов роз, но все они одинакового цементного цвета. Продавец спрашивает какого цвета вы желаете цветок. К примеру, мы говорим красный. Она подходит к кусту встряхивает его, и мы видим прекрасную чайную красную розу.

Я часто слышу мы болеем, потому что такая экология. Представьте город, в котором с неба может сыпаться цемент, а на азотном заводе может случиться выброс аммиака. Представьте такую картину Вы едете на работу, а на площади перед заводоуправлением лежит туман высотой полтора метра. Вы видите людей идущих на работу, но только их головы и ни кто не говорил что в городе что то не так с экологией. Люди болели, умирали, но никак не связывали это с экологией. Сегодня мы постоянно слышим экология, рак, сейчас еще коронавирус. И не кто не хочет задуматься, что агрессивная среда всегда была рядом. В человеке есть все механизмы борьбы с этим. Иммунная система, выведение шлаков и других вредных вещей через пот и продукты выделения. Все что нужно это вести правильный, подвижный образ жизни. И самое главное правильное питание.

Мы прекратили двигаться. Наши дети тоже стали меньше двигаться. В результате мы имеем то, что имеем. Меньше двигаемся меньше надо энергии, а значит давайте садиться на диету. Вроде правильная цепочка, но есть одно, но. Организм должен получить необходимые микроэлементы, жиры углеводы, а мы сокращаем питание чтобы не толстеть и получаем ряд заболеваний, связанных с недостатком питания. Надо есть и тратить энергию. Все вместе это и есть обмен веществ.

Присмотритесь к прошлому нашей цивилизации. Парные, различные гуляния зимой, времяпрепровождение на свежем воздухе, многообразие в питании. У каждого фрукта или овоща есть свое время. Не ели раньше клубнику круглый год. Все это не позволило исчезнуть нашей цивилизации по сегодняшний день. Почему вдруг за последние 50-100 лет мы вдруг прозрели и решили, что все что мы делали раньше это неправильно и вредно. Я время от времени как и все люди не соблюдал эти нормы и тогда ко мне приходили болезни позвоночника и плохое самочувствие. Я имею право об этом говорить за 60 лет у меня не было ни одного больничного. Я не обращался к врачам кроме зубного. За всю жизнь я попал один раз в больницу по собственной глупости (в 45 лет разбился на мотоцикле), сломал ногу, руку и кости лицевой части черепа. Вышел из больницы с очень сильной аллергией непонятно на что. Пытался использовать медикаменты, но потом вспомнил о том, о чем писал выше и отказался от химии. Мне сулили хромоту и прочие сопутствующие болезни. Но я живу, лекарства не употребляю, давление в норме сердце в норме, качаю пресс, отжимаюсь и бегаю. Занятия по 30 минут - три раза в неделю.

Теперь о школе. Так повезло что именно в 1967 году в поселке Строителей открыли новую среднюю школу №11. Я пошел в 1а класс. Последняя буква среди первых классов была «К». Вы представляете сколько было молодежи в городе чтобы набрать столько классов по 40 человек. Учительница для нас была второй мамой. Возилась с нами как со своими детьми. Я не буду рассказывать о своем классе, как мы учились и что мы вытворяли. Могу сказать с высоты своих лет я кланяюсь в ноги этим людям, которые несмотря ни на что старались воспитать из нас людей. «А» класс продержался до 10 класса и отличался очень плохим поведением. Мы были еще теми сорванцами. Сейчас таких детей называю гиперактивными и прописывают им лечение.

Вот теперь я хочу поговорить о воспитании. В мое время учитель это был непререкаемый авторитет, для моих родителей тем более. Мы боялись записи в дневнике или вызова родителей в школу. Лучше пусть учитель поставит в угол или даст подзатыльник, чем о моем поведении узнают родители. Кара будет в несколько раз суровее. Некоторые учителя об этом знали и старались наказывать сами, а не ябедничать родителям. И никто из родителей, заметьте не единый человек, не жаловался на плохое обращение с детьми и только тихо на ушко учителю говорили: «Вы с моим по строже, а то совсем не слушается шалопай.». От куда вдруг взялась эта неприкосновенность по отношению к детям. Всегда было так где учеба там рядом были розги. Мне доставалась жестоко, так что сегодня меня сто процентов отобрали у родителей. Но сегодня я говорю – если бы меня не гоняли родители, учителя и соседи, не известно кем бы я вырос и вырос ли вообще. Я не утверждаю, что нужно всех пороть, но иногда попадаются индивидуумы с которыми по другому нельзя. Это я про себя. Мои дети выросли только на углах и повышении голоса, но большего и не требовалось.

Ах какие это были учителя. Да мы их тогда некоторых ненавидели, радовались если они заболеют. Я недавно узнал, что моему учителю математике Афанасию Дмитриевичу исполнилось 102 года и он до сих пор жив. Два высших образования. Объяснял предмет не по учебнику, а от души. Разрешал с собой спорить. Любил, когда кто-то выкручивался, не зная темы урока и практически по новой сам выводил теоремы из учебника (это я о себе). С учителем математики из другой школы Эдисоном (извините отчества не помню, но тоже был грек) они постоянно соревновались чей ученик займет выше место на олимпиаде по математике. Их не интересовало кто победит, это было личное соревнование. Я учился по математике между тройкой и четверкой и был постоянным участником олимпиад по математике. На вопрос почему на олимпиаду не едут отличники, ответ был простой они там не справятся. Вот так Афанасий Дмитриевич, увидев во мне потенциал, пытался заставить учить математику. К слову, с математикой я дружу до сих пор и с сегодняшней позиции говорю ему спасибо, а тогда я все время себе задавал вопрос: «Ну чего он ко мне пристал. Мне надо на улицу у меня куча дел.».

Учитель биологии имел степень кандидата наук. Преподавал без учебника и очень интересно.

Учитель истории (кстати грузин, окончивший грузинскую школу, чем сильно смущал директора школы, которая, кстати, была тоже грузинкой, из-за практически не знания русского языка в академическом объеме) кандидат исторических наук. Его рассказы об истории Грузии завораживали. Каждое лето он с группой студентов отправлялся на раскопки в экспедицию по территории Грузии.

О них можно рассказывать бесконечно. Никогда я не слышал от них жалоб на тяжесть работы, маленькую зарплату и т.д. Они шли в учителя, потому что любили работать с такими сорванцами как мы. Сегодня, когда учителя оказывают услуги и за такие деньги они работать не будут, а воспитание — это не их проблемы, совершенно не понятно зачем они называют себя учителями. Называли бы себя контролерами образования или к примеру операторами.

Вообще в те времена каждый считал себя ответственным за воспитание находящихся в округе детей. Сейчас везде в магазинах пишут гражданам до 18 лет продажа спиртных запрещена, а что было тогда. Я шел с бидоном за пивом или с пакетом за сигаретами отцу, и никто не сомневался, что за сигаретами и пивом послали взрослые. Да и попробовал я на улице закурить или пригубить пива мигом бы заполучил подзатыльник от первого попавшегося мне навстречу прохожего, а то еще и вездесущие бабки на скамейках обязательно бы застучали. А родители в отличие от современных тут же выписали профилактического ремня или заставили съесть эти сигареты, в зависимости от настроения.

Каждый из взрослых с кем я встречался в школьные годы чему-то меня учил. Кто-то научил игре в шахматы. Прапорщик из части связи подарил мне в 11 лет справочник радиолюбителя и с тех пор я по сегодняшний день связан с электроникой. Люди вокруг с радостью участвовали в моей судьбе, делились знаниями, тратили на меня свое время, не требуя ни чего взамен. Сравните с нынешним временем.

Мне кажется, проблема в воспитании школьников появилась, когда родители стали сомневаться в учителях, а учителя самоустранились от воспитания. На сегодня мы теряем свое будущее. Иногда мне кажется, что мы уже не выберемся из этой ямы.

Что бы вернуться на путь истинный надо опять вернуться к тем заповедям, которые были написаны веками до христианской и христианской эпох. Уважение к взрослым и учителям, не врать себе и людям, не думать только о деньгах и т.д. Когда ни будь настанет тот день, когда ты предстанешь на смертном одре и что ты оставишь после себя? Деньги, дворцы, любовниц, фотографии в инстаграме. После себя нужно оставлять воспитанное в заповедях поколение, которыми, умирая, ты будешь гордится и тогда ты будешь стоять перед смертью с гордо поднятой головой.

Воспитание подрастающего поколения — это наше будущее. В мое время любой талант мог пробиться к успеху. Нет глупых, бестолковых детей, есть дети которых не смогли раскрыть.

Были школьные кружки и дома пионеров. У нас в школе был полный комплект для вокального ансамбля (ударник, гитары, синтезатор) и ученики нашего класса выступали на праздниках со своей программой. Можно было найти себе занятие на любую тему: авиамоделирование, радиокружки, тяжелая атлетика, велогонки, пение, художественные мастерские всего не перечесть.

Дети стремились на школьный двор, в школу. Учителя с радостью с ними занимались. А что мы видим теперь. Школы огорожены чуть ли не колючей проволокой. В школе ничего делать нельзя. Где ребенок должен себя занять? Да и родители сейчас сильно заняты работой. Порой родителю дешевле купить планшет и посадить его на диван. Пускай смотрит что хочет. В итоге детей воспитывает «You Tube». Все это кому-то нужно. Неграмотными, подавленными людьми легче управлять.

Ладно буду закругляться. Школу я закончил со средним балом 4.2. Научился чинить телевизоры и радиоприемники благодаря прапорщику и журналам «Радио», «Юный техник» и «Техника молодежи», которые сегодня может позволить себе не каждый. В моей семье, семье экскаваторщика и домохозяйки, выписывалось 6 детских журналов и газета. Вот так. А нам рассказывают про застойные времена. Своим детям все рассказывал уже я сам и учил всему сам. Пытаюсь донести знания и своим внукам. Их у меня четверо.

В следующей статье я расскажу о возможностях, которые открывались перед молодым человеком после окончания школы и как в итоге мой любимый город, в котором я родился и вырос, где у меня родилось двое детей, стал для чужим. Как в итоге я покинул его, где остановился и что было потом.