Найти в Дзене
History Fact

Гладиаторы, дикие звери и пытки. 7 способов развлечь римскуюпублику!

Оглавление

На протяжении веков завораживающий запах крови привлекал толпы к сотням амфитеатров, разбросанных по всей Римской империи. Неудовлетворенная тяга аудитории привела к эскалации извращений и жестокости игр. Какие методы использовал организатор, чтобы привлечь зрителей к своему зрелищу?

1. Маркетинг

За несколько дней до представления стены узких улиц были покрыты кроваво-красными плакатами с кратким описанием конкурса. Вот содержание одного из сохранившихся: 5 и 6 октября 20 пар гладиаторов сыграют в Кайме. Шоу будет между осужденными и дракой с дикими зверями.

К возмущению моралистов, эти кричащие объявления, не колеблясь, были размещены даже на придорожных надгробиях.

-2

2. Окружение своих зрителей роскошью

Когда зрители были на трибунах, верный способ очаровать ее - обеспечить ей комфорт и немного роскоши. Velum - брезентовая крыша, натянутая на трибуны в жаркие дни - не произвела большого впечатления, как вспоминает Сенека, в особых случаях над головами зрителей распылялся освежающий туман (спарсио), иногда неся аромат благородных ароматов.

Тот, кто решил дать немного роскоши, лучше всего угадал природу римского народа. Император Тит Флавий, чтобы отпраздновать открытие Колизея, приказал бросать деревянные шары для лотереи в сторону зрителей. Были выгравированы названия для различных видов наград: от еды и украшений до довольно процветающих рабов.

Его брат Домициан сделал то же самое, когда осыпал собравшихся в Колизее зрителей дождем из экзотических фруктов, сладостей и редких птиц. Плебеи боролись за дары.

Борьба с животными также редко превращалась в активные развлечения для людей. Император Проб, по случаю триумфа над германскими племенами, приказал превратить один из римских цирков в парк, где свободно ходили сотни экзотических животных. Каждый счастливчик имел право на то, на что охотился.

Наконец, чтобы создать театральную атмосферу, шоу на арене сопровождались богатой подсветкой и несложной музыкой, придавая ритм боям.

3. Организованное исполнение

Способ снизить стоимость найма, гладиатор состоял в проведении публичных казней. Интересно, что имперская администрация за небольшую плату (налог был объявлен в императорском эдикте 177 г.) направила в провинцию сверхурочно осужденных.

-3

Перед зрителями несчастные люди подвергались изощренным пыткам, а затем бросались на голодных хищников, которых можно было есть, раздирали на части или зажаривали заживо на железных престолах. Так называемая туника молеста, или пальто, пропитанное легковоспламеняющимся материалом, в котором осужденный был прикреплен к колу. Нерон освещал Ватиканские сады такими человеческими факелами во время гонений на христиан в 64 году.

4. Креатив

Открытие Колизея было украшено серией кровавых мифологических сцен. В одном из них женщина, обездвиженная на деревянной корове, была вынуждена спариться с быком. Таким образом, она сыграла роль королевы Пазифаэ, которая родила чудовищного Минотавра.

Так же был осужденный, который должен был сыграть знаменитый эпизод ранней истории Рима. Следуя примеру, он положил руку в огонь. Таким образом, историческая сцена показала храбрость перед лицом этрусского царя-оккупанта, наказанный человек только развлекал римскую аудиторию.

Тертуллиан, христианин и бескомпромиссный критик римской религии, также писал о мифологизации представлений. Из его сообщения следует, что зрители могли наблюдать на арене самокастрации бедного человека, играющего на сцене, из мифа о богине Кибеле и ее возлюбленной Аттисе. Этот молодой человек лишил себя мужественности, чтобы полностью посвятить себя богине. Историки полагают, что в этом случае осужденному предстоял мучительный выбор - рождение или смерть.

5. Юмор

Случилось так, что в промежутках между серьезными столкновениями были сделаны сцены с чувством юмора римлян. В республике, как свидетельствует Цицерон, на арене можно было увидеть людей, сражающихся в шлемах с завязанными глазами (andabatae). Этот гротескный взгляд на группу осужденных, избивающих вслепую, очень поразил публику.

-4

Это было похоже в случае с любимыми карликами Домициана или боями с ограниченными возможностями. Существовала отдельная категория комиков под названием «Пеньярия». Их выступления заключались в пародировании различных стилей борьбы гладиаторов.

6. Наём профессионалов

Однако большинство зрителей пришли в амфитеатр, чтобы полюбоваться профессионалами. Однако называть их поединки битвами до смерти было бы злоупотреблением. Раб, обученный в гладиаторской школе, если он пережил первые несколько боев, стал бы слишком ценным для владельца, чтобы свободно контролировать свою жизнь.

Благодаря кропотливым исследованиям выдающийся историк Жорж Виль пришел к выводу, что в первом веке нашей эры из ста дуэлей около двадцати закончились смертью, и, таким образом, каждый десятый игрок, участвовавший в них, умер. Учитывая, что средний гладиатор боролся два-три боя в год, у него были хорошие шансы достичь нужного возраста. Окруженный отличной медицинской помощью, группой специалистов (массажистов и т. д.), Которых кормили лучше, чем среднестатистических римлянин, ему не приходилось управлять мрачной судьбой осужденного.

-5

Зрители, в свою очередь, не всегда жаждали крови. В гладиаторских поединках она смогла оценить технические навыки и амбиции отдельных конкурентов. Так или иначе, они сражались в соответствии с правилами, и их соблюдение контролировалось арбитрами. Они прерывали бой, когда один из участников не мог его продолжить.

Богатые гладиаторы могли даже позволить себе эпитафию в память о своей жизни. Конечно, короткая надпись, высеченная в камне, не могла игнорировать баланс достижений: количество боев или побед. На надгробии некоего Урбикуса, который упал в его тринадцатом бою, его неопытными коллегами был выгравирован горький совет: «Я советую вам убить тех, кого вы сбили с ног».

7. Найти настоящую звезду

Лишь немногие счастливчики получили статус настоящих звезд благодаря своей харизме и мастерству. Именно их изображения украшали стены портиков и общественных бань, а также уже упоминавшуюся обстановку римских домов. Иногда они отправлялись в настоящий тур. Последующие города соревновались тогда в предоставлении им почетных лавров.

Неудивительно, что трибуны кипели при упоминании их прозвищ. Нерон, чтобы убедить одного из ветеранов вернуться, по сообщениям, пообещал ему дворец погибшего сенатора. Поэтому среди фанатов было много фанатиков.

-6

Это увлечение в крайних случаях привело к приписыванию магических черт гладиаторам. Вышеупомянутый Тертуллиан видел своими глазами, как люди собирают кровь из резаного горла гладиатора, чтобы использовать его в качестве лекарства от эпилепсии. В этом же контексте имперский врач даже упоминает о том, что на сцене потреблялась печень воина.

***

Организация Гладиаторских Игр была непрерывной игрой между зрителями и основателями, которая приняла форму настоящего аукциона на инновации и жестокость. Неудивительно, что императоры стремились монополизировать право на организацию игр, рассматривая их как мощный инструмент пропаганды и общественного контроля.