В разгар президентской гонки, политическая повестка в Беларуси делает новый поворот - Президент Александр Лукашенко провел кадровые изменения в составе Совета Министров – правительства Республики Беларусь.
О своем решении изменить состав чиновничьего аппарата Лукашенко заявил в начале июня.
Важно отметить, что подобное явление произошло исключительно в нынешней президентской кампании, ранее смена правительства до голосования по выборам не практиковалась.
Глава государства подчеркнул, что людям необходимо знать, кто будет заниматься руководством государственным аппаратом, в случае победы действующей власти.
Сразу после заявления белорусского лидера, аналитики принялись размышлять, кто может занять кресло премьер-министра, большинство экспертов сходилось во мнении, что эту должность займет Дмитрий Крутой (ред. на тот момент занимающий пост первого вице-премьера).
К кандидатуре Крутого склонялись представители либерального направления белорусских аналитиков.
При этом уже тогда стало очевидно, что в сегодняшних условиях белорусским лидером был взят совершенно иной курс, никак не направленный на продолжение реформирования белорусской экономики, а скорее взятый на расширение государственного контроля в большинстве представленных в Совмине сфер.
Новое правительство возглавил Роман Головченко, ранее занимавший должность председателя Государственного военно-промышленного комитета.
Также Головченко работал совместно с Виктором Шейманом в Администрации президента по направлению международной безопасности.
Учитывая, что Виктор Шейман является одной из ключевых фигур в вертикали власти Александра Лукашенко и его неизменным сторонником с самого начала политической деятельности действующего президента, а также негласным куратором силовых органов страны.
Виктор Шейман Виктор Шейман
И он вполне мог предложить кандидатуру Головченко на пост премьера.
В конечном счете кресло премьера занял представитель силового блока, что приводит к выводу: Лукашенко видит основополагающими функциями правительства защитную и контролирующую.
Курс на расширение квоты силовиков был взят руководством страны ещё в конце прошлого года.
В скором времени после окончания парламентской гонки, главой администрации Президента был назначен бывший первый заместитель председателя КГБ Игорь Сергеенко.
Впоследствии новую должность занял и его коллега по ведомству Иван Тертель, назначенный председателем комитета государственного контроля – органа, контролирующего экономическую и социальную сферы.
Сменилось руководство и министерства информации, должность министра занял Игорь Луцкий, заявивший, что миссия министерства будет заключаться в том, чтобы корректировать действия средств массовой информации для ведения четкой государственной политики и ограждения население от информации, которая наносит вред государству.
Так, ближайший период может стать критическим для белорусских изданий из – за большого давления профильного министерства и силовых структур.
Сильными сторонами правительства Романа Головченко можно считать:
- оперативность исполнения законодательства страны;
- повышение защитных функций государственной системы;
- контроль за таким негативным явлением как коррупция.
Минусы:
- новый виток давления на независимые СМИ;
- формирующееся в трудных политических условиях гражданское общество, общественных активистов и оппозицию.
Ставка Александра Лукашенко на силовой блок – закономерность в условиях социально-политической напряжённости в Беларуси, первоочередная задача назначенных на высшие государственные должности силовиков– ослабить консолидацию внутри оппозиционных структур.
И в первую очередь сторонников линии, находящегося в заключении Сергея Тихановского и предотвратить любые формы волеизъявлений и протестов, после выборов – сохранить устоявшийся десятилетиями политический режим, который в будущем столкнется с вызовами времени, как в политике, так и в экономике.
Однозначно, ведение дел с позиций силы не лучшим образом отразится на развивающихся отношениях Беларуси с ЕС и США, прилёту в Минск американского посла, признании рядом стран и международных структур самих выборов и их легитимности.
Еще одним камнем преткновения для решения проблем силовым путём является финансирование бюджета страны из международных фондов, реакция которых будет также категоричной из-за репрессивных действий властей.
Если в ходе всех предыдущих президентских компаний Лукашенко имел устойчивую поддержку России (исключение составляет лишь компания 2010 г.
Однако даже ее нельзя назвать настолько острой, в сравнении с кризисом двусторонних отношений Беларуси и России 2019-2020 гг.), то сегодня говорить о всесторонней помощи Кремля не приходится.
В первую очередь из-за разногласий сторон в информационной повестке и неподписанными в полном объеме «дорожными картами».
Эти факторы ставят государство в тупик, выходом из которого белорусские элиты предпочли укрепление позиций силовиков, получивших карт бланш как в Совете Министров, так и в Администрации Президента.
Президентская гонка обострила перечень проблем белорусского государства, в первую очередь:
- экономический кризис;
- социальное напряжение в обществе;
- проблема модернизации политической системы («транзит власти»);
- внешнеполитические и стратегические противоречия с Россией.
Вероятно, после выборов в правительстве вновь произойдут изменения и будут назначаться кадры для решения обозначенных проблем.
Сегодня же задача действующих элит иная – удержать власть и сохранить политические устои, с которой правительство Головченко вполне может справиться.
Автор: Янка Паплечнiк
Фото: открытые источники