Найти тему
Джаз.Ру

Чик-Чик-Чик, кто на новенького? Пианист Антонио Армандо Кориа по прозвищу «Чик»

12 июня 2020 отмечает 79-й день рождения Чик Кориа — один из наиболее влиятельных и авторитетных джазовых музыкантов мира, обладатель более чем двух десятков премий Grammy (точнее, на настоящий момент — 22) и более 40 номинаций на эту престижнейшую награду в области звукозаписи, а также множества других международных премий.

Chick Corea (фото © Павел Корбут, 2011)
Chick Corea (фото © Павел Корбут, 2011)

В 2012 г. престижную премию международной Ассоциации джазовых журналистов Jazz Award-2012 в категории «Лучшее фото года» получил постоянный автор «Джаз.Ру», публикующийся у нас с 1998 года — мастер российской джазовой фотографии Павел Корбут. Премии была удостоена его работа 2011 года «Пианист Чик Кориа», послужившая основой для обложки журнала «Джаз.Ру» №2-2011.

-2

Антонио Армандо Кориа (Чик — «Цыпа» — его музыкантское прозвище) родился 12 июня 1941 в Челси, штат Массачусетс (пригород Бостона). До 1958-го он жил с родителями в доме № 149 на Честнат-Стрит, которая в 2001 г. была в честь своего знаменитого уроженца переименована в Chick Corea Street. В 1956-м, когда Кориа учился в девятом классе, он был избран «президентом» своего класса и, согласно школьной характеристике, проявил себя «самым устремлённым к успеху, самым открытым для сотрудничества и самым музыкальным». Согласно той же характеристике, он тогда, в 15-летнем возрасте, хотел «стать джазовым музыкантом и писать песни». Его бывшие одноклассники вспоминают, что он был очень скромным, что его папа руководил любительским ансамблем, который играл на всех школьных мероприятиях (для тех мест это было необычно — во всех окрестных школах просто заводили пластинки), а сам Чик играл в школьном оркестре на трубе и аккомпанировал школьному хору на рояле.

Большая джазовая карьера Чика Кориа началась в Нью-Йорке в первой половине 1960-х гг. в составе джазовых коллективов, которыми руководили Монго Сантамария, Уилли Бобо, Хэрби Мэнн и Стэн Гетц. Тогда же он сделал первые сольные записи.

Важнейшим этапом в жизни музыканта стало приглашение в ансамбль великого революционера джаза — трубача Майлза Дэйвиса, в сотрудничестве с которым были записаны важные альбомы Майлза конца 60-х: «Filles de Kilimanjaro», «In A Silent Way», «Bitches Brew».

ВИДЕО: 29 августа 1970, Майлз Дэйвис играет на рок-фестивале на острове Уайт (Великобритания) 38-минутную импровизацию, позже названную им «Call It Anything».
В составе: Чик Кориа и Кит Джарретт — клавишные, Гэри Бартц — саксофоны, Дейв Холланд — бас-гитара, Аирто Морейра — перкуссия, Джек ДеДжонетт — барабаны.

С тех пор Чик Кориа неоднократно обращался к самым разным стилевым направлениям — от авангардного акустического джаза до фьюжн и пост-бопа. В конце 80-х и в 90-х годах Чик Кориа увлекся крупными концертными формами, им был создан фортепианный концерт с симфоническим оркестром (записан с Лондонским филармоническим оркестром), а также джазовые версии концертов В.А.Моцарта и другие крупные формы в манере crossover (на стыке джаза и академической музыки).

В разные годы Чик Кориа работал с самыми разными собственными составами — Circle, Return To Forever, Elektric Band, New Trio и др.

ВИДЕО: Чик Кориа со своей группой Return To Forever, 1973

На счету Чика Кориа — выступления на всех крупнейших и престижнейших концертных сценах Америки, Европы и Азии, участие в важнейших фестивалях и сотрудничество с прославленными музыкантами (Бобби Макферрин, Джон Маклафлин, Пако де Лусия, Хёрби Хэнкок, Эл ДиМеола, Джон Патитуччи, Бэла Флек и др). Чик Кориа выпустил более 100 альбомов.

Gary Burton, Chick Corea (1976)
Gary Burton, Chick Corea (1976)

Особую роль в жизни Чика Кориа сыграло сотрудничество с вибрафонистом Гэри Бёртоном. В далёком 1972 году на мало кому ещё известном европейском лейбле Editions for Contemporary Music («Издательство современной музыки»), ныне всем известном просто как ECM, был записан альбом дуэта Чика Кориа и Гэри Бёртона, озаглавленный «Кристальная тишина», «Crystal Silence». Идея тишины вообще изрядно занимала бессменного главу и продюсера ECM Манфреда Айхера, недаром творческий девиз его фирмы грамзаписи переводится на русский как «Самый красивый звук, после тишины». Чик и Гэри случайно пересеклись в 1971 году в Мюнхене, где расположена штаб-квартира фирмы, на джазовом фестивале, и внезапно обнаружили, что на фестивальный джем-сешн после концерта пришли только они двое. Они попробовали играть вместе, и — что называется, «щёлкнуло». Так начался этот дуэт. Интересно, что двумя годами ранее, когда Чик ещё играл у Майлза Дэйвиса, а у Гэри уже был собственный джаз-роковый квартет, они уже пытались поиграть вместе, но — в квартете, и тогда «не щёлкнуло»: активная ритм-секция оказалась избыточной для их совместной игры.

Когда Кориа начал играть в дуэте с Бёртоном, он только что создал собственный фьюжн-проект, Return to Forever, которому было суждено стать одной из самых известных групп классического джаз-рока 70-х годов. Но на первом совместном альбоме с Бёртоном не было ни фри-джаза (как в более раннем проекте Кориа Circle), ни джаз-рока. Была действительно кристально ясная, светлая музыка невероятно острой ритмической природы, поскольку оба музыканта использовали свои инструменты, рояль и вибрафон соответственно, подчёркивая острую перкуссивность, ударность их звучания. Но всё это, как обычно в звуковой эстетике фирмы ECM, звучало очень сдержанно и романтично.

ВИДЕО: концерт Чика Кориа и Гэри Бёртона в Токио, 1981

Альбом имел успех, и дуэт гастролировал почти каждый год, когда Чик отправлял свою джаз-рок-группу в отпуск. В жарком июле 1982 года Чик Кориа и Гэри Бёртон впервые приехали в Москву, но то был один из самых напряжённых моментов холодной войны, отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки были как никогда враждебными, и публичного концерта не было. Кое-кто смог попасть на их закрытые выступления в генеральном консульстве в Ленинграде, а днём позже — в Спасо-Хаузе, московской резиденции американского посла, а на следующий день был джем-сешн в зале Союза Композиторов — где советские джазмены, как говорят многочисленные свидетели, несколько перестарались, пытаясь произвести впечатление на заморских «суперстаров».

Кориа и Бёртон слушают джем в Москве, 1982 (среди окружающей публики – музыковед Аркадий Петров, рок-певец Александр Градский, лидер фьюжн-группы «Аллегро» Левиновский, ленинградский музыковед Владимир Фейертаг и др.) Фото Александра Забрина из книги «Советский джаз», 1987
Кориа и Бёртон слушают джем в Москве, 1982 (среди окружающей публики – музыковед Аркадий Петров, рок-певец Александр Градский, лидер фьюжн-группы «Аллегро» Левиновский, ленинградский музыковед Владимир Фейертаг и др.) Фото Александра Забрина из книги «Советский джаз», 1987

Впоследствии и Чик, и Гэри неоднократно приезжали уже в постоветскую Россию, каждый со своими сольными проектами.

Чик Кориа в Москве на Никитской улице, возле Московской консерватории, 2001 (фото © Павел Корбут)
Чик Кориа в Москве на Никитской улице, возле Московской консерватории, 2001 (фото © Павел Корбут)

Так, Чик Кориа выступал в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, посвящённого 100-летию прославленной концертной площадки, в апреле 2001. Ансамбль, с которым он тогда приехал — The Chick Corea New Trio, то есть он сам, контрабасист Авишай Коэн из Израиля и барабанщик Джефф Баллард, фактически представлял собой ритм-секцию тогдашнего большого ансамбля Кориа, The Origin. На одну пьесу к ансамблю присоединился российский саксофонист Игорь Бутман.

Игорь Бутман и Чик Кориа, Москва, 2001 (фото © Павел Корбут)
Игорь Бутман и Чик Кориа, Москва, 2001 (фото © Павел Корбут)

Тогда же в БЗК прозвучало и симфоническое произведение Кориа — «Концерт №1», исполненный маэстро вместе с трио и с симфоническим оркестром Большого зала консерватории (в основе своей — студенческим). Дирижировал руководитель оркестра Юрий Ботнарь.

Чик Кориа с симфоническим оркестром Большого зала консерватории, 2001 (фото © Павел Корбут)
Чик Кориа с симфоническим оркестром Большого зала консерватории, 2001 (фото © Павел Корбут)

ВИДЕО: Чик Кориа и его «Новое трио» в эфире программы «Антропология» на НТВ, ведущий Дмитрий Дибров (2001).
Интервью и уникальная живая запись трио с Авишаем Коэном и Джеффом Баллардом в концертной студии.

Дуэт Чика Кориа с Гэри Бёртоном вновь появился на московской сцене только в 2006 году, когда отмечал 35-летие своего первого совместного альбома мировым турне. Два года спустя на ЕСМ вышел их альбом «The New Crystal Silence», в очередной раз отмеченный премией «Грэмми».

Чик Кориа и Гэри Бёртон в Москве, 2011 (фото © Кирилл Мошков)
Чик Кориа и Гэри Бёртон в Москве, 2011 (фото © Кирилл Мошков)

Летом 2007 Чик снова посетил Россию с дуэтом. На этот раз его партнёром был исполнитель на банджо Бэла Флек. Бэла Антон Леош Флек (его назвали в честь сразу трех выдающихся восточноевропейских композиторов — соответственно Бартока, Дворжака и Яначека) смог расширить стандартные границы применения банджо. До него этот инструмент ассоциировался преимущественно с кантри и его разновидностью — блюграссом, исполняемым на акустических инструментах с большой долей импровизации, а также использовался в ритм-секциях ансамблей традиционного джаза, играющих диксиленд. Флек же внедрил банджо и в современный джаз, и в рок, и в фанк, и даже в академическую музыку. Имея за плечами опыт перекладывания бибоповых тем для банджо, он поработал в коллективах, игравших фолк и блюграсс разной степени прогрессивности, после чего в 1989 году собрал группу The Flecktones, стиль которой определил словом «блю-боп». Впрочем, их музыка выходит за рамки и блюграсса, и бопа, представляя собой фантастический сплав кантри со всевозможными другими направлениями.

Тонкость и виртуозность, присущие упомянутому выше проекту Кориа-Бёртон, в той же степени свойственны и союзу пианиста и банджоиста. Музыка у обоих дуэтов необыкновенно трогательна и светла. Пускай отношения между партнерами в этих двух проектах изначально разные: Кориа и Бёртон — ровесники, а Флек младше своего духовного наставника на 17 лет. Кстати, по характеру композиций, исполненных на московском концерте, было довольно легко, даже не зная заранее, определить, кто какую сочинил. Пьесы пианиста, в основном, звучали более глубоко и прочувствованно, в то время как в номерах, сочинённых Флеком, упор делался на драйв.

Chick Corea, Béla Fleck (photo © Jay Blakesberg)
Chick Corea, Béla Fleck (photo © Jay Blakesberg)

В апреле 2011 в ходе нового мирового тура дуэта Чик Кориа — Гэри Бёртон два прославленных музыканта выступили в России в третий раз.

ВИДЕО: Chick Corea & Gary Burton «La Fiesta»
Выступление на фестивале
Jazzwoche Burghausen, 2011

В июне 2012 года в петербургском БКЗ «Октябрьский» и в московском Концертном зале им. Чайковского выступил звёздный дуэт — импровизирующий вокалист Бобби Макферрин и пианист Чик Кориа. Кориа и Макферрин давно сотрудничают: первая их совместная запись («Play», Blue Note) вышла ещё в 1992 г. (Макферрин получил за неё премию Grammy), вторая, записанная с участием Камерного оркестра города Сент-Пол («The Mozart Sessions», Sony) — в 1995, и они время от времени совершают совместные турне, а также появляются на альбомах друг у друга в качестве специальных гостей.

Bobby McFerrin, Chick Corea (БКЗ «Октябрьский»)
Bobby McFerrin, Chick Corea (БКЗ «Октябрьский»)

После окончания основной программы концерта Макферрин, по своему обыкновению, спросил у публики, есть ли к ним вопросы. К сожалению, никуда не девается особенность московской публики: дашь палец — откусят руку. На интерактивных концертах Бобби Макферрина это всегда особенно чувствуется. Всегда остаётся некоторая досада за то, что каждый раз в зале непременно находится хотя бы один человек, не наделённый необходимым чувством такта для того, чтобы не попытаться сесть великому музыканту на шею и, как следствие, вынуждающий своим поведением довольно резко на себя реагировать. Привычка путать концертный зал с кабаком и «заказывать песню для гостей за пятым столиком» посредством выкриков, увы, неискоренима. Естественно, пытались заказать «Don't Worry, Be Happy», которую Макферрин принципиально никогда не исполняет с тех самых пор, как она стала всемирным хитом. «Вопросы, а не заказы» — парировал Бобби Макферрин.

А в мае 2017 г. Чик Кориа показал в Концертном зале им. Чайковского новый состав своего трио, где на контрабасе был старый соратник Эдди Гомес, регулярно работающий с Чиком скоро уже полвека, а на барабанах сверкнул тончайшими акцентами маститый Брайан Блэйд из квартета Уэйна Шортера.

Самый недавний визит Чика в Россию — вновь выступление в Концертном зале им. Чайковского в Москве, на этот раз — впервые! — сольное. Вообще-то Кориа много выступает как сольный пианист, начиная с альбома 1983 г. «Present Time» не раз выпускал записи, на которых звучит только его фортепиано, и в 2014 г. совершил очередной мировой тур под простым названием «Solo Piano». В тот раз до России он не доехал, но его концерт в КЗЧ четырьмя годами позже, 24 апреля 2018, тоже назывался «Solo Piano» и представлял практически ту же программу, что и сольный тур. Впрочем, на сцене Чик был один не всё время: как и за 17 лет до того, в 2001-м на сцене БЗК, на сцене «Чайника» к нему на несколько минут присоединялся саксофонист Игорь Бутман.

Чик Кориа до сих пор полон сил и, в частности, в период пандемии постоянно общается со слушателями и ведёт мастер-классы через живые эфиры на своём канале в YouTube прямо из гостиной своего дома.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!