Найти тему
ModelKostas

Обзор Trumpeter 1/35 УАЗ-469 - Козелок

Речь пойдет о модели легендарного советского внедорожника, в народе прозванного Козлом (за подбрасывание легкой задней части автомобиля на неровностях), Бобиком (за букву «б» -УАЗ-469Б), УАЗКА (за рабочие качества, как лошадь, Савраска).

О прототипе

УАЗ-469 — легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновском автомобильном заводе. Эта машина широко использовалась в Советской Армии, а также в странах Варшавского договора. Экспортировался в 70 стран мира. Серийно выпускался с 15 декабря 1972 года. Снят с производства в 2003 году в связи с переходом завода на выпуск УАЗ-Хантер.

На УАЗ-469 ставился рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-451МИ, мощностью 75 л.с.

Автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на двух верхних ступенях, двухступенчатую раздаточную коробку и отключаемый передний мост. Рулевой механизм и гидравлический привод барабанных тормозов не имели усилителей. Подвеска колес оставалась зависимой рессорной с рычажными гидравлическими амортизаторами. Рама машины - лонжеронная с поперечинами. Словом, конструкция УАЗ-469 была воплощением не революционных, а эволюционных решений. Но были и нестандартные (во всяком случае, для отечественного автомобилестроения) решения. Прежде всего - это колесные редукторы с шестернями внутреннего зацепления на модификации УАЗ-469. Редукторы позволяли не только увеличить дорожный просвет с 220 до 300 мм, но и усилить тяговые возможности машины. УАЗ-469, предназначенный для армейских нужд, оснащался предпусковым подогревателем и экранированным электрооборудованием.

Основные модификации:

  • УАЗ-469 — «Военная» версия, мосты с колесными редукторами
  • УАЗ-469Б — «гражданская» версия, обычные мосты
  • УАЗ-469БИ — версия 469Б, шасси для установки различного оборудования
  • УАЗ-469БГ — Медицинская версия, оборудован носилками.
  • УАЗ-469РХ — машина радиационно-химической разведки

Модель

Коробка

Упаковка модели выполнена из плотного картона, со снимающейся вверх крышкой, имеет достаточную жёсткость от механических повреждений. На крышке цветное изображение УАЗ-469 при движении в составе колоны. Название модели и остальной текст на Английском и Китайском языках. На боковых поверхностях приведены цветные проекции прототипа, в одной из схем окраски.

Нижняя часть коробки разделена на две части. В первой находятся литники с деталями, в другой детали кузова и тента. Все литники упакованы в отдельные полиэтиленовые пакетики.

Литники

В набор входят восемь литников из пластика защитного цвета, два литника деталей остекления, комплект резиновых шин, плата фототравления и декаль. Качество литья отличное, облоя и утяжин нет. Все детали пролиты очень хорошо. Следы от толкателей присутствуют, но все с внутренней стороны. Сам пластик матовый, приятный на ощупь.

Прозрачные детали тонкие, и действительно прозрачные. Светотехника дана полностью прозрачными деталями, для указателей поворотов и задних фонарей придётся воспользоваться лаками.

-5
-6

Отдельно хочется сказать о резиновых шинах. Качество высокое, протектор пролит хорошо. Полностью соответствует прототипу (Я-245). Через увеличительное стекло можно рассмотреть маркировку 215/90-15С (8,40 – 15).

-7

На небольшой плате фототравления предложены брызговики, решетки радиатора, тяги стеклоочистителя, задние отбойники и даже эмблема УАЗ на облицовку радиатора.

-8

Инструкция

Инструкция черно-белая на восьми страницах, достаточно подробная и понятная. Все очень детально прорисовано. Отдельно на двух листах предлагаются цветные варианты окраски. Всего их три, и без какой либо исторической привязки.

Декаль

Небольшая декаль, хорошего качества. Присутствуют варианты советских звезд, знак Гвардия, чешские знаки. Имеется приборная панель. Белая звезда с цифрой «5» и знак Гвардия не указаны в предлагаемых вариантах окраски в инструкции.

-10

Соответствие модели прототипу

Теперь более подробно рассмотрим, что же нам предлагает фирма Trumpeter в данном наборе. Название набора УАЗ-469, но мы моделисты любим точность поэтому скажу, что данный набор представляет версию УАЗ-469Б. Версия с так называемыми гражданскими мостами (без бортовых редукторов). Задние рессоры ставились семи листовые, в отличие от УАЗ-469 (девять листов). Использовался в народном хозяйстве, а так же в армии как шасси для установки различного оборудования. После модернизации в 1985 году получил новый индекс УАЗ-31512.

Представленная модель очень хорошо соответствует прототипу, как по геометрическим параметрам, так и по проработке отдельных узлов и агрегатов. Здесь производитель постарался. При изучении данной модели я использовал не только чертежи и справочные размеры, были произведены обмеры дверей, капота, заднего борта натурного автомобиля. Эти замеры, после пересчета в масштаб, полностью совпали с размерами этих деталей у модели.

-11

И всё же, у данной модели, имеются некоторые упрощения и неточности, допущенные производителем. Связано это с технологией или какими другими факторами, сказать не могу. Поэтому рассмотрим их детально.

1. В моторном отсеке пространство между фартуком крыла и облицовкой радиатора должно быть закрыто.

-12

2. Лючки доступа к топливным датчикам на модели не соответствуют оригиналу.

-13

3. Арка заднего крыла не имеет встроенных рундуков. Придется изготовить самостоятельно из листового пластика. И соответственно убрать имеющиеся там выдавленные надписи.

-14

4. Тоннель двигателя в моторном отсеке имеет более скруглённые формы. Хотя после установки двигателя, возможно, это и не будет заметно.

-15

5. Топливные баки коротковаты по длине (в оригинале длина 930 мм.). Необходимо удлинить на 6 мм, да и в ширину прибавить 1,5-2 мм.. В оригинале бак начинается сразу за передним брызговиком и заканчивается перед пальцем крепления задней рессоры.

6. Деталь (C6) изображающая отопитель салона, имеет почему-то только один патрубок обдува стекла (D29) направленный в сторону водителя. Нужно добавить второй в сторону пассажира.

7. Вентилятор радиатора (деталь С23) имеет три лопасти, что не верно. С 1972 по 1983 год ставился шестилопастной вентилятор, после 1983 года ставился четырёхлопастной.

8. Поддон картера двигателя имеет упрощённую форму. При желании, можно придать нужную.

-16

9. Десантные откидные сиденья неверной формы, в оригинале имели прямоугольную форму с закруглением в задней части сидушки.

-17

10. Передний карданный вал (деталь D46) стоит немного подправить.

-18

11. Тяга поперечная рулевая неправильной формы. В оригинале имеет П-образный изгиб в районе картера главной передачи.

-19

12. Деталь (D59) имитирующая рулевую колонку с редуктором, это какая-то гнутая загогулина.

-20

13. Брызговик двигателя (деталь 19 на плате фототравления) дан одной деталью, в действительности состоит из двух частей.

-21

14. Приборная панель (С16) выполнена подробно, даже имеет лишние лампочки и кнопочки. Лучше сравнить с фото оригинала. Так же присутствует на панели тангента радиостанции и даётся сама радиостанция (D51). Нужна ли она там, дело хозяйское.

-22

15. Немного остановимся на рессорах автомобиля. Как я уже упоминал выше, задние рессоры УАЗ-469Б имели семь листов. В данном случае это не принципиально, разницы в 35 масштабе не видно. С задними рессорами всё в порядке, они крепятся правильно. Передняя часть рессоры крепится на палец, задняя часть на серьгу. А вот передние рессоры Trumpeter предлагает крепить полностью на пальцы. Этакий нейтральный вариант. Вызвано это вот чем. С 1972 по 1988 год передние рессоры крепились так: передняя часть рессоры - серьга, задняя часть – палец. С марта 1988 года крепление изменили, стало по типу задних.

-23

16. Крепление верхней части передних амортизаторов нужно изменить.

-24

Вот такой получился перечень доработок. Но согласитесь, это действительно доработки, а не исправление критичных косяков геометрии. По двигателю, КПП и РК у меня претензий нет. Все сделано реалистично, на сколько позволяет технология. Хотя при желании можно и здесь поработать руками.

В заключении хотелось-бы остановиться ещё на одном важном моменте. За все время выпуска, порядка 30 лет, в конструкцию автомобиля вносились изменения, да и этапы модернизации были. Анализируя конструктивные изменения и какой вариант нам предлагает фирма Trumpeter, могу сделать вывод, что модель соответствует прототипу УАЗ-469Б с двигателем УМЗ-414 выпуска периода 1985 – 1988 годов.

Вывод

Фирма Trumpeter выпустила отличную модель легендарного советского внедорожника. Даже если собирать модель из коробки, это будет действительно модель УАЗа. А если доработать упрощения, о которых я говорил выше, придать им более реалистичный вид Вы получите замечательный экспонат в свою коллекцию.

Спасибо за внимание.