Первая женщина-пилот, перелетевшая Атлантический океан, американская летчица-рекордсменка Амелия Эрхарт родилась в США 24 июля 1897 года. Став одной из самых известных фигур в авиации рекордов 1930-х годов, она заново открыла небо для женщин. Спустя 40 лет, в июле 1937 года, Эрхарт вместе со своим штурманом Фредом Нунаном бесследно пропала при попытке осуществить кругосветный перелет по линии экватора — споры о ее дальнейшей судьбе ведутся до сих пор.
Элиза Дерош — актриса, покорившая небо
Первой женщиной, самостоятельно пилотировавшей аэроплан, официально считается француженка Элиза Дерош. Театральная актриса, отличавшаяся привлекательностью и любовью к красивым нарядам, публика знала ее как баронессу Раймонду де Ларош.
Как-то Элиза уговорила своего приятеля дать ей «порулить» аэропланом на земле. Однако то ли актриса ослушалась хозяина машины, то ли просто не справилась с управлением и слишком разогнала аэроплан, но он поднялся в воздух и пролетел несколько сот метров. Происшествие закончилось благополучно, а 23-летняя Элиза задалась целью научиться пилотировать самолет.
Уже 8 марта 1910 года Дерош, окончив авиашколу, приняла участие в соревнованиях, по результатам которых первой из французских женщин получила официальное удостоверение пилота. Несколько лет она ездила по Европе в составе летающего цирка, в том числе побывала Дерош и в России.
С началом Первой мировой войны женщин официально отстранили от полетов, и Дерош пошла работать во французскую армию. В июне 1919 года, вернувшись к пилотированию, она установила два мировых рекорда, на дальность и высоту полета. В июле того же года 33-летняя летчица погибла в авиакатастрофе. Памятник ей установлен в парижском аэропорту Ле-Бурже.
Лидия Зверева — первая женщина в Российской империи с дипломом пилота.
Дочь генерала русской армии, прославившегося во время войны на Балканах, воспитанница института благородных девиц, Лидия с юности мечтала об авиации. В 1910 году, в возрасте 20 лет, она поступила в гатчинский аэроклуб «Гамаюн» — один из первых в России.
Лидия Зверева сдала выпускные экзамены в ноябре 1911 года, став первой в Российской империи женщиной — дипломированным пилотом. Там же, в школе, она встретила своего мужа, пилота-инструктора и самолетостроителя Владимира Слюсаренко. Вместе они организовали собственную летную школу и мастерскую по ремонту самолетов в Риге, которая тогда была авиационным сердцем империи — в это время расположенный там же Русско-Балтийский завод активно привлекал пилотов для испытаний новых самолетов.
Зверева стала первой женщиной в мире, выполнившей целую серию сложнейших фигур высшего пилотажа: мертвую петлю, штопор Арцеулова и пикирование с выключенным мотором — двигатель включался, лишь когда самолет разгонялся на низких высотах.
После начала Первой мировой войны супруги вернулись в Петербург, где в 1916 году 26-летняя авиатрисса умерла от тифа. Основанный ими в Риге завод продолжал работать вплоть до 1917 года.
Амелия Эрхарт — пропавшая рекордсменка
Одной из тех, кто смог проложить женщинам дорогу в авиацию эпохи больших рекордов 1930-х, стала американка Амелия Эрхарт.
Эрхарт, начавшая с участия в показательных воздушных боях и авиашоу на американских ярмарках, прославилась сразу несколькими длительными перелетами. Ее первый трансатлантический перелет из США в Великобританию состоялся в 1928 году — тогда 31-летняя летчица фактически выполняла роль пассажира в мужской команде, о чем не преминула с недовольством сообщить прессе после окончания полета. По контракту, заключенному со спонсором, после этого она написала книгу о перелете. И с этого момента началась ее профессиональная карьера в авиации.
Помимо страстного увлечения небом Эрхарт, которой пришлось сменить множество профессий, от фотографа до секретарши и водителя, чтобы накопить деньги на занятия в аэроклубе, активно выступала за права женщин. Она старалась помочь женщинам, мечтающим стать профессиональными пилотами, сделать полеты своей профессией.
Пик ее карьеры пришелся на начало 1930-х годов — в 1932 году Эрхарт на собственном гоночном самолете за 15 часов в одиночку пересекла Атлантику. И стала не только первой женщиной, но и вторым человеком в мире, пролетевшим по такому маршруту соло.
Об Эрхарт говорили не только в США, но и во всем мире. Она была вхожа в дом президента страны Теодора Рузвельта и давала уроки пилотирования его жене Элеоноре. В калифорнийском университете Пардью она занималась исследованиями по аэронавтике и помогала в планировании карьеры студенткам-летчицам.
В 1937 году она задалась целью совершить кругосветный перелет по линии экватора на двухмоторном транспортно-пассажирском самолете «Локхид-Электра».
На одном из самых опасных участков маршрута Амелия Эрхарт и ее штурман Фред Нунан пропали без вести, не сумев обнаружить один из расположенных в Тихом океане маленьких островов.
По разным версиям, летчица и штурман погибли сразу или какое-то время оставались на необитаемых островах в этом районе. Масштабная поисковая операция, немедленно развернутая правительством США, никаких следов так и не обнаружила. По другой версии, они попали в плен к японцам, случайно наткнувшись на их секретную военную базу.
Эрхарт планировала, что этот перелет станет последним в ее карьере в авиации рекордов — летом 1937 года летчице должно было исполнится 40 лет.