Найти тему

Плюсы и минусы дистанционного образования глазами мамы-психолога

Ехали недавно с соседкой в лифте, и я поделилась с ней тем, что мне понравилось дистанционное обучение. «Вы первый человек, от которого я это слышу», - сказала мне она.

Конечно, переход на такой формат обучения произошёл внезапно, и вызвал стресс у родителей, школьников и учителей.

Из моего опыта мамы пятиклассницы могу сказать, что наша семья испытывала дискомфорт в связи с переходом первые 7 - 8 дней. Три дня ушло на освоение дочерью смартфона и приложений в нем, потому что до введения дистанционного обучения мы с мужем не считали необходимым для неё иметь гаджеты. Ещё около пяти дней понадобилось на то, чтобы убедить ее в том, что она обязана учиться самостоятельно (несмотря на то, что находится дома) и научить некоторым навыкам самоорганизации. Что было сложно.

Какие я увидела плюсы «дистанционки»:

1. Главный плюс - дистанционный школьник учится самостоятельно планировать свой день. Да, возможно, это так себе планирование: путаница, забывание, скачивание не того, пропуск видеосозвонов и уроки до 12 ночи. Любому навыку непросто научиться за одну четверть. Так что, если дистанционному школьнику не удалось в этой четверти идеальное планирование - не беда (а много ли взрослых умеет?). Это первый и важный опыт самостоятельности.

2. Комфорт. Дистанционный школьник может выполнять задания в том порядке, который для него удобен. Он может учиться в своём темпе, посвящая одним предметам, в которых труднее разобраться, больше времени, другие выполняя быстрее. Не везде позволяется, но у дочери была возможность, переносить учёбу на другой день, если сегодня она никак не шла. На следующий день в ресурсном состоянии она справлялась лучше. Умение прислушиваться к себе - это хороший навык, который в будущем может помочь ей не выгорать на работе (конечно, здесь важно не уйти в затягивание из-за того, что просто не хочется выполнять какое-то задание).

3. Умение работать с информацией. Заполнение маршрутного листа урока - это поиск информации в интернете, учебнике, словаре, высланных видеофайлах и ее анализ.

4. Ответственность. Никто не тянет дистанционного школьника за уши и не стоит с указкой над душой. Теперь он учится сам. В дистанционном формате всё, как на ладони: вот задание, вот отправленный ответ. Уже не сослаться на то, что учитель не так объясняет или Петя с соседней парты отвлекает весь урок. Если что-то непонятно, можно обратиться к учителю в чате или в «личке», и это тоже требует ответственности.

5. Нет эмоциональной составляющей. Этот пункт является плюсом в случаях, когда происходит токсичное взаимодействие между школьником и учителем или есть конфликты между одноклассниками, что может снижать мотивацию ребёнка к учебе. Эмоциональный заряд не передаётся через WhatsApp и другие мессенджеры.

Минусы дистанционного обучения, на мой взгляд:

1.  Длительное нахождение дистанционного школьника в гаджете.

2. Отсутствие живого общения. Впрочем, отсутствие общения в реале - это вопрос карантина, а не дистанционной формы образования. Школа - не единственное место, где возможна социализация ребенка.