Найти в Дзене
brave news world

Как и для чего меняют конституцию?

Оглавление

Вопрос с изменением конституции вызвал бурные общественные обсуждения и захватил новостную повестку. Главной темой является поправка об обнулении сроков действующего российского президента. Но действительно ли это является основной причиной проведения голосования?

Нужно ли было объявлять голосование?

С 1993 года конституцию России серьёзно меняли два раза — в 2008 и 2014 годах. В 2008 году президент Медведев увеличил президентский срок до 6 лет, а в 2014 году были расширены полномочия президента, связанные с назначением прокуроров и представителей Совета Федерации.

В конституции есть понятие всенародного голосования (референдума), которое применяется при изменении глав 1,2 и 9, касающихся конституционного строя, прав и свобод граждан, а также самого порядка внесения поправок в конституцию.

В нынешних поправках собираются внести изменения в главы 3–8, которые затрагивают вопросы федеративного устройства (глава 3), президентства (глава 4), работы федерального собрания (глава 5), работы правительства (глава 6), судебной власти и прокуратуры (глава 7) и местного самоуправления (глава 8).

Наглядную таблицу со сравнением старой и новой редакций можно найти здесь.

Как уже говорилось выше, при отсутствии изменений в главах 1, 2 и 9 проведение референдума для принятия поправок не требуется. К слову, при проведении референдума необходима явка не менее половины ВСЕХ избирателей. Плебисцит же в российской политической практике является не более чем опросом населения, за которым не закреплено какой-либо юридической ценности. По данным Википедии, французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула во французской литературе XIX века именовалось плебисцитом.

После этого вступительного слова давайте посмотрим на сами поправки.

Федеративное устройство

По количеству поправок третью главу конституции можно назвать лидирующей — она практически переписывается заново, обрастая не только существенными изменениями, но и новыми частями и статьями. Давайте знакомиться с новым устройством нашей страны.

  1. Федеральные территории и защита суверенитета
    В статью 67 был добавлен пункт о возможности создания федеральных территорий. Как пояснили в Совете Федерации, федеральные территории «должны управляться особенным образом», сославшись на опыт таких стран, как Канада, Австралия, Малайзия и т.д. По сути, имеется в виду создание территорий, подчинённых непосредственно федеральному центру. Это означает, что в конституции прописывается возможность введения прямого управления из Кремля для отдельных зон.

    Также в конституции будет прописано осуществление Россией защиты своей территориальной целостности, а действия и призывы к её нарушению станут антиконституционными. Иными словами, вопрос принадлежности Крыма или других спорных территорий нельзя будет даже обсуждать.
  2. Преемственность и дети
    В статье 67 Россия объявляется правопреемницей СССР, признаёт исторически сложившееся государственное единство и обязуется защищать историческую правду. Далее в той же статье дети объявляются важнейшим приоритетом государственной политики.

    Здесь мы видим достаточно размытые и опасные формулировки по поводу исторически сложившегося единства, отсылающие к имперской политике по спасению братьев-славян, а также не менее смутное обязательство защищать историческую правду (интересно от кого?). Детей же будут учить «патриотизму, гражданственности и уважению к старшим».
  3. Поддержка языка и культуры
    В разделе про язык и культуру также были усилены охранительные тенденции. Русский язык признаётся языком государствообразующего народа, а государство обязуется защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей России, а также защищать интересы и культурную идентичность соотечественников за рубежом.
  4. Федеральные органы
    Здесь вводится поправка о возможности постоянного пребывания органов федеральной власти не только в столице. Возможно, это следует увязать с пунктом о федеральных территориях с прямым управлением.
  5. Полномочия федеральной власти
    К ведению федеральной власти теперь относятся: организация публичной власти, установление единых правовых основ систем здравоохранения, воспитания и образования, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, установление ограничений для занятия государственных должностей.

    Если обобщить, то мы видим расширение возможностей прямого управления, контроля за гражданами и допуском к государственным постам.
  6. Социальная сфера
    В сфере социальных мер власть обещает оказывать доступную и качественную медицинскую помощь, защищать семью и институт брака как союза мужчины и женщины, гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее прожиточного минимума, сформировать справедливую пенсионную систему, обеспечить социальное и индексацию пособий.

    В принципе, здесь мы видим готовый блок политических лозунгов, который должен привлекать избирателей и будет использоваться для агитации населения.
  7. Высшие должностные лица
    Глава субъекта РФ должен быть в возрасте не менее 30 лет, постоянно проживать на территории России, не иметь связей с иными государствами (гражданство, вид на жительство, вклады и счета). Также федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования. Аналогичные требования предъявляются и к руководителям федеральных органов.

    Что ж, эффективный способ отсечь кого надо.
  8. Внешняя политика

«Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации», — статья 79.

Иными словами, Россия теперь имеет конституционное право подписывать международные договоры и не исполнять их.

Также Россия будет теперь поддерживать международную безопасность и обеспечивать мирное сосуществование государств и народов, не допускать вмешательство во внутренние дела государства. В общем, будет такая суверенная, неделимая территория, живущая по собственным представлениям о мироустройстве.

Президент Российской Федерации

Изменения в главе о президенте получили наибольшее освещение в связи с «обнулением» сроков действующего президента, что позволяет ему в перспективе избираться ещё дважды. Тем не менее, на мой взгляд, в этой главе есть и более существенные поправки.

  1. Порядок избрания президента
    Требования к кандидату в президенты ужесточаются. Теперь вместо 10 лет проживания в России требуется 25, запрещается наличие (даже в прошлом) гражданства или вида на жительство в другой стране, а также наличие вкладов или хранение ценностей в иностранных банках, находящихся за пределами РФ. Занимать пост президента теперь можно не более двух сроков (слово «подряд» было исключено), но для действующего президента их количество обнуляется.
  2. Функции президента
    Поправки также существенно дополняют функции президента. С учётом внесённых изменений: усиливается прямой президентский контроль над правительством и федеральными органами, осуществляется назначение представителей судов, прокуратур и Счётной палаты, формируются Государственный Совет и Совет Безопасности. Государственный Совет будет заниматься организацией работы органов публичной власти и формированием политики, а Совет Безопасности — обеспечивать порядок и защиту национальных интересов.

    Таким образом, мы видим закрепление или, как выразился Дмитрий Песков, цементирование президентской власти.
  3. Полномочия президента в отношении законов
    Определённым противовесом исполнительной власти, по конституции, должна выступать законодательная власть. Но внесённые изменения дают президенту дополнительные рычаги блокирования самостоятельных инициатив Федерального Собрания. Согласно внесённым поправкам, теперь если законодательная власть принимает или настаивает на принятии федерального закона, отклонённого президентом, то президент имеет право оспорить это в Конституционном Суде, членов которого он сам и назначил. Раньше хотя бы теоретически Федеральное Собрание могло провести законодательную инициативу даже против воли президента. С новыми поправками эта возможность фактически исчезает.
  4. Экс-президент
    Статус экс-президента фиксируется новой статьёй. После окончания срока полномочий бывший президент наделяется неприкосновенностью, лишить которой его будет очень сложно (хотя и возможно). Также он становится пожизненным сенатором (членом Совета Федерации) и получает иные гарантии, устанавливаемые федеральным законом.

    Дополнения в президентскую главу ещё больше консолидируют власть в руках одного человека и обеспечивают ему практически гарантированное освобождение от ответственности после окончания срока полномочий.

Совет Федерации

Высшим органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

  1. Формирование Совета Федерации
    Поскольку основной задачей Совета Федерации является представление интересов регионов на федеральном уровне, то его состав формируется из числа представителей регионов. От каждого региона выдвигаются по два представителя (один от законодательной и один от исполнительной власти). Итого, на данный момент получаем 170 представителей от 85 регионов. Помимо этого, президент может назначать своих представителей в количестве не более 10 процентов от численности Совета Федерации. Сейчас назначенных представителей 17. В соответствии с вносимыми поправками теперь президент будет назначать своих представителей не в процентом соотношении, а в количестве 30 человек. 7 из них будут иметь пожизненный статус, а затем в их число может войти и экс-президент. Получаем увеличение президентских представителей в Совете Федерации практически в два раза. Срок полномочий сенаторов (кроме пожизненных) будет составлять 6 лет.
  2. Полномочия Совета Федерации
    К полномочиям Совета Федерации будут добавлены возможность лишения экс-президента неприкосновенности (который сам будет сенатором), одобрение предложенных президентом кандидатур на различные государственные должности, заслушивание докладов Генерального прокурора.

Государственная Дума

  1. Формирование Государственной Думы
    Число депутатов Государственной Думы остаётся равным 450. С внесением поправок депутатом не может быть лицо, имеющее гражданство или вид на жительство в другом государстве, а также вклады в иностранных банках. Нельзя быть одновременно сенатором и депутатом. Государственная Дума и Совет Федерации могут собираться вместе для заслушивания посланий президента (раньше ещё можно было слушать послания Конституционного суда и руководителей иностранных государств).
  2. Полномочия Государственной Думы
    Государственная Дума после поправок теряет часть своих полномочий в сфере права назначать Председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов. Теперь все назначения (кроме председателя ЦБ) будут проходить по представлению президента. Также вводится ограничение на должность Уполномоченного по правам человека, который должен не иметь гражданства или вида на жительство в других государствах, а также вкладов в иностранных банках. Из новых функций можно будет выдвигать обвинение по отношению к экс-президенту, а также осуществлять парламентский контроль вместе с Советом Федерации.

В целом, можно говорить об ослаблении функций законодательной власти, которая также будет испытывать усилившееся давление со стороны президента.

Правительство РФ

  1. Функции Правительства
    В соответствии с новыми поправками Правительство теперь осуществляет исполнительную власть под общим руководством президента. К сфере деятельности правительства относится управление теми федеральными органами, которыми не руководит президент. Функция определения политики государства будет передана Государственному Совету, а Правительство будет в основном выполнять организационные функции.
  2. Порядок назначения Правительства
    Председателя Правительства предлагает президент и должна утвердить Государственная Дума. Если Дума трижды не утверждает Председателя, то его назначает президент, а Думу имеет право распустить. По тому же принципу у Думы есть право утверждать заместителя председателя правительства и федеральных министров (кроме министров обороны, безопасности государства, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, юстиции, иностранных дел и общественной безопасности). Если утверждения не происходит, то тогда назначения проводит президент, а Дума может быть распущена.

    Характер поправок относительно полномочий Правительства отводит ему функционально-обслуживающую роль в системе исполнительной власти. Реальные полномочия по определению внутренней и внешней политики перейдут к Государственному Совету, который будет назначаться непосредственно Президентом.

Судебная власть и прокуратура

В отношении судебной власти и прокуратуры производится уточнение формулировок по составу и полномочиям, а также прописывается роль Конституционного суда в решении об исполнении положений международных договоров, которые противоречат конституции, а также проверке на конституционность принимаемых законов по запросу президента. Фактически здесь прописывается юридическая поддержка статей о приоритете российской конституции над международными договорами и права президента отклонять законы, принятые Государственной Думой.

Местное самоуправление

Органы местного самоуправления объявляются частью единой системы публичной власти, что даёт возможность федеральной власти напрямую определять структуру местного самоуправления. В сочетании со статьёй о создании федеральных территорий с особым режимом управления это позволяет говорить о прямом контролировании регионов.

Что в итоге?

Общий характер поправок имеет явную тенденцию к расширению полномочий президентской власти и усилении контроля над исполнительной, законодательной, судебной и общественной сферами. В вопросах внешней политики Россия берёт явный курс на самоизоляцию, прописывая приоритет своего суверенного законодательства над международными соглашениями. Присутствующий блок с изменениями в социальной сфере выглядит блекло и размыто и используется в основном для агитации в брошюрах. Сама процедура голосования не является юридически обязательной и нужна, скорее, для внешней легитимизации цементирования президентской власти.

Оглавление информационной брошюры по поправкам
Оглавление информационной брошюры по поправкам
-2