Найти тему
Сестра Феодора

Глава 3. Деревенский роман. Твое сердце свободно? (6)

Глава 3. Деревенский роман.

Твое сердце свободно?

- Сегодня мы будем говорить о литературе, – заявил учитель во время очередной встречи со своей сельской Галатеей.

Они возвращались в Покровку из села. Спустились к речке, к любимой заводи Феклуши. Девушка устала и устроилась передохнуть на старую корягу, лежавшую на берегу. Учитель неподалёку присел на корточки и продолжил свою мысль.

- Я недавно прочёл «Что делать?» Чернышевского. Передовой роман, я тебе доложу. Главная героиня отказывается от пошлого брака с нелюбимым ради своих идей. Слышала выражение: «Умри, но не дай поцелуя без любви».

- Нет, у нас не так… - отозвалась Феклуша. - Так устроено испокон века - женщина не может прожить одна - без мужа, без опоры. Муж - хозяин своей жены.

- Скажи, а как ты вышла замуж? - вдруг спросил учитель.

Феклуша смутилась. В таких беседах ей редко доводилось говорить о себе. Преодолев неловкость, она тихо произнесла:

- У меня умерла матушка. Нужно было как-то жить. А тут посватался Прохор. Так получилось… Некуда было больше идти. А потом я привыкла к нему, смирилась.

- Так ты его не любила? – спросил Евгений.

- Не знаю. Я об этом не думала, - печально призналась Феклуша.

- Смирилась! – с горечью повторил Евгений. – И так живут все! Это же преступление! Преступление перед собой, перед природой, перед совестью. Брак давно изжил себя. Люди пользуются друг другом, чтобы удовлетворить простейшие потребности - и всё. Ни любви нет в таких браках, ни уважения. Тупое следование традиции. Женщины смиряются, терпят, а мужчины распоряжаются ими, бьют и бесчинствуют. Ни в чём у народа нет свободы!

Учитель присел рядом с Феклушей. Он нежно прикоснулся к её руке и провёл пальцем по причудливому изгибу вены на кисти.

- Так твоё сердце свободно? - вкрадчиво спросил он.

Феклуша удивилась этому вопросу. Значит, будучи замужем, её сердце может быть свободным? Она ещё может любить и быть любимой? Она может быть счастлива? Девушка невольно мечтательно заулыбалась и учитель поймал в выражении её лица отблеск того наслаждения, которое привык называть любовью.