Найти тему

Пять лучших романов Лукьяненко

Сергей Лукьяненко — пожалуй, самый известный, плодовитый и часто экранизируемый из русских фантастов. Он начал свою писательскую карьеру в начале 1990-х и до сих пор выдаёт весьма неплохие тексты. Тематика его произведений крайне широка, также как и жанры, в которых он пишет. Какие пять романов этого автора можно счесть лучшими?

Иллюстрация к роману «Рыцари 40 островов».
Иллюстрация к роману «Рыцари 40 островов».

Начнём с одного из ранних текстов. Книга «Рыцари 40 островов» впервые была опубликована издательством «Terra Fantastica» в 1992 году. В 1995 году роман получил премию «Меч Руматы», как лучшее произведение в жанре героико-романтической и приключенческой фантастики. Как и в некоторых других произведениях, Лукьяненко взял тезис из книги классика советской фантастики и вывернул его наизнанку. В данном случае искать первоисточник не приходится, он процитирован в эпиграфе: «…дети могут воевать со взрослыми. Взрослые тоже воюют с детьми, они одичали. Но дети не воюют с детьми ни на одной планете — они ещё не посходили с ума!» Данная цитата взята из творчества В. Крапивина, а сам роман является развёрнутым её опровержением.

Обложка издания «Осенних визитов» 1998 года.
Обложка издания «Осенних визитов» 1998 года.

Многие самые известные и притом лучшие книги Лукьяненко были написаны в середине 1990-х. Вершиной этого периода его творчества стал роман «Осенние визиты», законченный в 1996 году. Несмотря на мистическую завязку, текст весьма реалистично передаёт атмосферу 90-х годов в России. Фантастический сюжет разворачивается не на другой планете, а в Москве. Персонажи — наши современники. Более того, многие люди, учреждения и организации, упоминаемые в книге, легко узнаваемы (автор лишь слегка изменил названия и фамилии). Лукьяненко по сути показал нашу жизнь через призму фантастики, точно так же как он это сделал, например, в «Ночном дозоре».

Иллюстрация к «Лабиринту отражений», эпизод «Мост «Аль-Кабар»».
Иллюстрация к «Лабиринту отражений», эпизод «Мост «Аль-Кабар»».

Следующий роман, «Лабиринт отражений», вышел через год после «Осенних визитов». Он сразу обратил на себя внимание, поскольку является представителем весьма редкой для русскоязычной фантастики киберпанковской стилистики. Книга стала популярной среди молодёжи, имеющей отношение к IT: системных администраторов, программистов и т.д. До сих пор вряд ли можно найти русский фантастический текст, который лучше передавал бы мечту о полноценной виртуальной реальности. Впоследствии появились ещё два романа-продолжения, которые в совокупности составили трилогию, но первая книга осталась лучшей.

Иллюстрация из книги «Холодные берега».
Иллюстрация из книги «Холодные берега».

Совсем другая тематика у ещё одного романа родом из 90-х: «Холодные берега» издательство «АСТ» выпустило в 1998 году. В книге показан очень необычный мир, являющийся не просто альтернативной реальностью. Развилка, изменившая ход истории, относится не к чему-нибудь, а к личности и истории Иисуса Христа. Оригинальные идеи и крепкий сюжет, который мог сделать честь любому боевику, привлекли к книге внимание читателей. Роман был номинирован на множество премий. После выхода в 2000 году продолжения, получившего название «Близится утро», эта дилогия получила премию «Русская фантастика» как лучшее фантастическое произведение крупной формы.

Обложка книги «Порог», 2019 г.
Обложка книги «Порог», 2019 г.

Последний, пятый роман из нашего списка, появился совсем недавно. «Порог» Лукьяненко написал в 2019 году, и он изначально заявлен как первая книга из будущей серии, получившей пока условное название «Соглашение». Интересный и тщательно прописанный мир, а также захватывающий сюжет наглядно демонстрируют, что, вопреки мнению скептиков, автор не собирается ограничиваться штампованием коммерчески успешных продолжений «Дозоров».

Сергей Лукьяненко на встрече с читателями в клубе «Буквоед», 2016 г.
Сергей Лукьяненко на встрече с читателями в клубе «Буквоед», 2016 г.

По форме, «Порог» является космооперой. Этот жанр Лукьяненко успешно освоил ещё в 90-х и часто использовал впоследствии для выражения некоей идеи или постулата. Например, антитезы к будущему по-Стругацким в дилогии «Звёзды — холодные игрушки» и «Звёздная тень» . В данном случае основным предметом для художественного анализа стали такие актуальные темы, как агрессивность, ксенофобия и умение понять представителя заведомо чужой культуры. Кроме того, в книге показан один из возможных путей освоения космоса и возникающие при этом проблемы — не столько технические, сколько психологические. Стоит надеяться, что обещанное автором продолжение не уронит высокую планку, заданную первой книгой нового цикла.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.