Объем: 297web-страниц
Аннотация не дает никакого представления, о чем собственно будет книга, поэтому я была слегка обескуражена, когда оказалось, что повествование поднимет тему Холокоста. О геноциде времен Второй Мировой написаны тысячи книг, одни трогательные, другие пугающие, они поднимают со дна сердца праведный гнев и искреннее сожаление, но переработанные воспоминания 7-летней еврейской девочки вызывают лишь неловкое недоумение. Как ругать автобиографическую историю с таким ужасным сюжетом, созданную по собственным страшным впечатлениям и дневникам отца?
Автор на момент описываемых событий была ребенком и, конечно, ее воспоминания обрывочны и просто не могли сложиться в общую картину происходящего. Это, безусловно, личный опыт – но опыт не осмысленный в процессе его получения. Книга написана уже спустя 70 лет после окончания войны, поэтому текст, вроде как подающийся от лица маленькой девочки, изобилует обидами и презрением, как не удивительно, в сторону других угнетаемых евреев. При этом повествование наивно разделяет участников событий на добрых и злых, и в лагере добра, к моему великому удивлению, оказывается и парочка нацистских офицеров (за вежливость и чистоплотность).
Возможно, этика моих представлений о Холокосте и войне в целом так плотно законсервирована, что мне сложно принять иное восприятие реальности?! Скорей мне сложно понять и принять, что сокамерника можно ненавидеть сильнее, чем палача, и желать первому смерти сильнее, чем второму.
«Память – это наш ответ забвению»
На мой взгляд, местами эта книга просто аморальна. Мне сложно представить, как приятная пожилая женщина, чудом пережившая Холокост, все еще ненавидит бедолагу Вайсса (товарища по гетто) и с удовольствием описывает его гибель от рук нацистов, при этом немцы в сравнении с евреями, оказавшимися в подземелье с Героиней, просто зайки. Создается впечатление, что Автор слегка запамятовала, кто загнал ее семью в канализацию, и желает возмездия только тем, кто слишком сильно пукает в импровизированном подземном туалете.
«Пришедший вскоре Соха сказал нам, что трое мужчин были убиты при попытке выбраться из канализационного колодца… Все посчитали, что это даже к лучшему. Плохо было то, что теперь нас осталось всего 12, а значит, нам труднее будет переносить лишения».
Офигительные поминки. Благо Автор нам уже страниц 50 настойчиво объясняла, каким мерзким был это Вайсс, и, по логике Героини, немцы в общем-то все правильно сделали. Супер.
«Мы все пытались выжить. И превратились в одну большую семью», - утверждает Автор, но в семье ведь не без урода, правда? Так что после радостной гибели противного Вайсса все должны были делить лишения, поддерживать друг друга? Черта с два! В отсутствии Вайсса, который просто занимался тем же, чем и семья Героини – собственным выживанием, маленькая девочка начинает активно ненавидеть других членов их высокоинтеллектуального семейства.
«Вообще Хаксиля никто особо не жаловал, может, кроме Гени Вайнберг, тоже отличавшейся скверным характером», - пишет Автор.
«Он был гораздо противнее Вайсса и его приспешников», - печально заявляет Героиня о новом члене их сообщества.
В общем, объектами лютой ненависти маленькой еврейской девочки последовательно становятся практически все персонажи, зато к немцам она относится куда более благосклонно:
«В группе они вели себя жестоко и бессердечно», - говорит Автор о нацистских солдатах, - «Но в одиночку немцы становились обычными людьми, проявляли любопытство и человеческие качества».
В связи с этим утверждением всплывает вполне логичный вопрос, зачем наше почтенное семейство сидело 14 месяцев в канализации с толпой мерзких евреев, а не отправилось к этим славным любопытным парням в красивой нацистской форме? В пересказе Писательницы даже комендант гетто, вешающий людей на завтрак, обед и ужин (что она описывает), не лишен определенного достоинства и ценит высокое мастерство отца Героини.
Страх и ненависть в Львовской канализации
Я понимаю, что автобиография все же предполагает некий личный взгляд на произошедшие события и пережитый опыт, и, конечно, не мне осуждать Автора за презрение к соседям, доведенным оккупацией до скотского состояния. Надеюсь, никому и никогда не придется пережить то, что пережили эти люди, но зачем это издавать? В чем посыл? Что жить в канализации с толпой несимпатичных соседей ужасно? Что если вежливо изымать чужие ценности, то это вполне допустимо?
«…отец был так счастлив видеть свои вещи, что даже не стал пересчитывать деньги и сверять найденные драгоценности по спискам», - описывает Автор ситуацию, когда Соха, которого евреи именует своим ангелом-хранителем, приносит в канализацию спрятанный клад, рискуя не только своей жизнью, но и жизнями всей своей семьи. Война войной, а дебет с кредитом должны сходиться. Ну, серьезно, как в поддержку «Майн Кампф» написано, в 7 лет героине не казалось, что золото дороже солнца, так неужели в 77 взгляд на мир изменился?!
Описывая ужасающие будни под землей и аморальное поведение некоторых членов их группы, Автор (как и ее родители) не слишком сильно заботятся об уважительном отношении к своим вынужденным сокамерникам. Так девчушка ради злобной шутки простригла плеши одному из соседей:
«…остальные тихонько хвалили меня за веселое представление, за то, что я поставила Хаксиля на место».
Автор либо неверно интерпретирует поведение взрослых и принимает сожаление о потерянном детстве и сложившихся обстоятельствах за одобрение своего недопустимого поведения, либо она просто была распущенным ребенком, на которого уже, опять же в рамках сложившихся обстоятельств, просто махнули рукой. На мой вкус, в обезображивании человека и без того лишенного всяческих радостей, нет ничего смешного.
Эгоизм в кубике
Резюмируя, я бы хотела отметить, что сама по себе это весьма интересная история выживания, по крайне мере мне ранее не встречалось в литературе аналогов данной книги. И я, как Читатель, была готова сопереживать, потому что не сопереживать кажется невозможным. Но эта автобиография имеет настолько «рваную» форму и дырявую этику, что половину книги ты недоумеваешь, почему заложники немецкой оккупации так нахваливают строгих немцев, затем удивляешься, как можно так ненавидеть людей, которые оказались с тобой «в одной лодке», уверенно плывущей к «окончательному решению».
«Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир», - пишет Автор. Я бы хотела перефразировать ее текст: тот, кто ценит жизнь, спасает целый мир. У Писателя совершенно односторонняя этика, ведь спасать она желает только себя и своих близких, жизни же прочих персонажей не сильно ее волнуют.
Что ж, Писательница была с нами честна. И я буду честной и не стану рекомендовать автобиографию «В темноте». Лучшее, что можно отыскать на тему геноцида – это «Искра жизни» Ремарка. Поразительно, что немец смог описать ужас нацистской машины пронзительнее еврейки, его пережившей.
Приятного чтения!
Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм