Сейчас стало много нареканий на то, что молодежь у нас какая-то инфантильная растет. О серьезных вещах думать не хотят, только бы им в игрушки поиграться. А с чего им быть другими, если мы их постоянно опекаем, как в детстве, так и потом в юношеском возрасте, везде пытаемся контролировать, направлять, типа мы знаем за них лучше. Вот они и привыкают, что за них всегда все решат, чего дергаться-то, зря энергию тратить?
Недавно читала статью Михаила Лабковского про то, как мотивировать подростков и в ней впервые узнала про общемировую традицию gap year. Представляете, она общемировая, а я узнала только сейчас! Видимо, потому что она не популярна в России.
Объясню, что это такое своими словами: это свободный год, который ваш ребенок тратит после школы на то, чтобы самоопределиться, попробовать жить и работать самостоятельно. Я только «за» такое мероприятие. Очень жалею, что не узнала об этом чуть раньше, когда моя старшая дочь, закончив 9 класс, решила уйти из школы. Она приняла это решение самостоятельно, я отговаривать не стала. Но! Она совершенно не могла определиться куда ей пойти учиться дальше. То есть учиться в школе уже не хотелось, но и кем быть по жизни, она понятия не имела.
Я решила проявить родительское участие, предложила ей несколько направлений на выбор, она склонилась к тому, что было более понятно (закончила художественную школу) и проще поступить (неуверенность в своих силах, опять же). В общем пошла дизайнером-технологом по шитью (кажется, так эта профессия называется).
В течение учебы она поняла, что шитье это вообще не ее, кляла судьбу и возможно меня (про себя) за то что «сунула» ее туда, шила через силу, ненавидела это занятие, кое-как закончила это училище и теперь вообще не работает по специальности. Возможно, если бы я дала ей этот год, пусть бы она поработала, попробовала себя в разных направлениях, у нее сложился бы тот нужный опыт, который потом помог, подсказал ей чем она действительно хочет заниматься. Теперь она все еще продолжает искать себя, уже за свой счет (работает няней в детском саду) и я верю, что однажды это случится.
Средний сын ушел из школы после 10 класса, понял, что «не тянет», вернее, учителя дали это понять. Я не стала ходить и разбираться с ними, почему так непрофессионально поступили (я точно знаю, что он смог бы сдать егэ не на самом плохом уровне) ну да пусть это останется на их совести. А сын ушел и поступил в то училище, что было ближе. Торопился так же куда-то приткнуться, чтобы не болтаться без дела, впрочем, это и моя была позиция - куда-нибудь, лишь бы не профукать год.
Со временем сын понял, что это не его профессия, жалел, что даже не попробовал поступить на архитектора, хотя способности и желание было, но побоялся, что опять же «не потянет». Вот бы ему этот годик свободного плавания, думаю, он бы обрел уверенность в своих силах и смог принять правильное решение. А сейчас у него остается последний год учебы и там армия, конечно. Хотя, я не теряю надежды, что потом он все же «найдет себя», пусть позже, после армии. Жизнь она длинная, и возможностей полно.
У меня подрастает третий ребенок, он пока еще учится во 2 классе, вернее уже закончил, но с ним я думаю, будет все проще, я - мамаша опытная, "ошибок прошлых мы не повторим...", возможно будут новые))).
Хочу вот что посоветовать всем родителям. Не надо бояться отпускать своих детей в самостоятельное плавание, доверяйте им, уважайте их решения, советуйте, конечно, но не настаивайте. Вы должны уяснить, что чем больше мы трясемся над ними, тем больше они совершают ошибок, а мы и рады: ну вот видишь, я же говорил(а), что так будет!
Дайте детям возможность учиться на собственных ошибках, нарабатывать свой опыт. Вы все равно их не убережете, не подстрахуете. Если вы в них заложили базовые основы, моральные принципы, ваш ребенок не пропадет и не скатится по наклонной, и не будет сидеть на вашей шее, ну а если нет, тогда хоть сколько вы возле него кудахтайте и поддерживайте под крылышки, толку не будет.
Ваша Любовь.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки, мне будет очень приятно.))