Оля, что ты там забыла осенью? На Чеджудо надо ехать, когда там сезон! Купаться, загорать, отдыхать и наслаждаться покоем! - слова подруги, владелицы туристической компании, знающей все плюсы и минусы Азии как каждый уголок на своей кухне, меня изрядно позабавили. Наслаждаться покоем, тем более в летний сезон – это точно не про меня.
Середина октября. Российская осень обреченно меняет штучные краски багряного и отсветы золотого на безысходные оттенки серого.
А мне в этот миг улыбается, соблазняя небесно-морской синевой и впечатлениями, командировка на остров Чеджу. Корея! Октябрь! Путешествие на остров! Уряяяяя!
Фотоаппарат, рюкзак, блокнот и термос с чаем – едем в аэропорт. Сначала Пусан, два часа ожидания и, наконец, перелет на остров. К Чеджу мы подлетали ночью. Вот показались огни острова, хаотичные и не очень, частые городские и редкие деревенские. И… Что я вижу? Первая загадка таинственного острова – странные огни в море. Остров имеет очень четкую береговую линию. Вокруг него, по всему периметру, ровные цепочки огней, длинные прямые линии, этакие проспекты в море…
Я так и не поняла в тот момент, что это было, как будто кто-то хотел создать ложные взлетно-посадочные полосы посередине моря. Зачем? И что это за огни? Надо будет разобраться!
В общем, еще не приземлилась, а я уже начала разгадывать первую загадку таинственного острова.
Чеджудо. Самый большой остров Республики Корея, целая провинция, имеющая статус автономии и репутацию официального райского места в Стране Утренней свежести. Протяженность овального острова с востока на запад – 73 километра, с юга на север – 41 км. Длина береговой линии – 258 километров. Вдоль нее проходит кольцевая дорога. Ее протяженность – 181 километр.
Рано или поздно этот таинственный остров исчезнет. Когда-то, около миллиона лет назад, он появился из морских глубин в результате извержения вулкана.
Сегодня от того самого вулкана осталось лишь его основание – гора Халла (Халласан). На ее вершине – кратер вулкана и озеро, заполнившее его чашу. О масштабах извержения, подарившего когда-то жизнь острову Чеджу, говорят лишь два факта: гора Халласан является самой высокой точкой Кореи – 1950 метров над уровнем моря. А второй факт – вокруг этого погасшего вулкана, на его отрогах, сосредоточены еще 368 вулканов-паразитов. Вот такой странный статус у гораздо более мелких вершин, каждая из которых – потенциальный источник извержения в будущем.
Так что не зря островитяне говорят о себе: «Мы живем на пороховой бочке!»
Несмотря на то, что Халласан является самой высокой точкой острова и, по идее, должен быть виден отовсюду, мне за три дня командировки так и не удалось его снять. Он все время прятался в туман, заставляя задумываться о том, что для встречи с ним сюда придется приехать еще раз. Зато его «спящие паразиты» попадались в кадр постоянно, достаточно лишь было посмотреть на линию горизонта. У каждой из этих каменных крышек, закупоривающих сосуд с огнем и лавой, есть свое название. Островитяне знают их в лицо и по именам.
О том, что ты находишься на вулкане, оставаясь, по сути, песчинкой среди потоков застывшей лавы, каждую секунду напоминают камни.
Вот эта каменная «река» в центре столицы Чеджу, одноименного города, меня просто до глубины сердца поразила. Глядя на русло этого «ручейка» мурашки продирают: «А вдруг опять рванет? И вот такая каменная река направится на город? Что тогда будет с островом и его жителями?»
Камни везде. Они особенные, пористые, тяжеленные. Все население острова Чеджу во всех его поколениях рождается, вырастает и умирает среди этих камней.
Из этого камня строили и до сих пор строят дома. Заборы, окружающие территорию каждого дома или офисного здания тоже выложены из камня.
Самое удивительное – их вес настолько тяжел, а поверхность настолько колючая и пористая, что при укладке заборов не требуются никакие дополнительные средства крепления.
Даже дороги, пересекающие и опоясывающие всю поверхность острова, тоже когда-то укладывались брусками, вырезанными из окаменевшего потока вулканической лавы. Живя в подобном единении с камнями, островитяне считали (а многие и по сей день верят в это), что и после смерти люди Чеджу превращаются в камни Чеджу.
Отсюда, из этой же легенды и родились Харубаны – каменные дедушки. Фигуры старцев Дольхарубан вырезают из базальтовой породы. Это настоящий символ острова Чеджу, его главный сувенир, тиражируемый в разных жанрах и воплощениях. Как покровитель острова Чеджу, Харубан просто охраняет землю. Он символизирует собой твердый и крепкий дух острова Чеджу.
Типичный портрет Харубана узнаваем всегда и везде. Выпученные глаза, широченный нос, плотно закрытый рот, голова, втянутая в плечи, живот и руки, положенные на животе. Тысячи Харубанов покидают пределы острова каждый сезон. Их забирают с собой в качестве сувениров туристы. И сотни тысяч каменных духов Чеджу производят предприимчивые дельцы, торгующие сувенирами по всему миру. Вот только настоящий природно-вулканический кусочек камня, из которого будет выточен подлинный Харубан, обладающий магической силой хранителя, можно купить только на Чеджу.
Кстати, отличить подлинного Харубана от поддельного достаточно просто. У настоящего никогда не будут сложены руки на одной высоте. Подлинный Харубан всегда держит одну руку ниже другой. А вот то, какая рука лежит сверху – это подсказка, каким видом труда занята та деревня, которую Харубан оберегает. Если сверху правая – значит, вы вошли в деревню земледельцев, рыболовов или камнетесов. А если левая – значит, вы попали к интеллектуалам, художникам или ремесленникам.
Колоритные каменные фигуры встретили нас и у подножия вулканического кратера Сонсан Ильчхульбон. Это еще один подлинный уникальный символ острова Чеджу.
Увидеть чашу кратера своими глазами – это настоящий подарок судьбы! И я с радостью поделюсь этим подарком с вами в следующем рассказе.