Найти тему
Рок на БиС

Лучшие альбомы сrossover prog...Reprise

Пока собираюсь с духом продолжить обзоры альбомов эклектик-прога и авант-прога, вернусь к теме прогового кроссовера. Благо записи, стоящие упоминания, но не вошедшие в первую 20-ку лучших crossover prog, были отобраны уже давно и просто ждали своего часа.

Обложки альбомов взяты на progarchives.com. Коллаж автора.
Обложки альбомов взяты на progarchives.com. Коллаж автора.

Напоминаю, что под определение "кроссовер" попадают проговые группы и исполнители, использующие в своем творчестве элементы музыкального мейнстрима в дополнение к традиционным для прога влияниям классической, джазовой и этнической музыки.

Time "Time" 1972. Рейтинг на прог-архивах - 4.33.

Югославское "Время" (было ещё и британское) сформировал в середине 1971 года в городе Загреб, столице Хорватии, покинувший белградскую джаз-роковую Korni Grupa Адольф Дадо Топич (Dado Topic). Одноименный дебютный альбом Time, выпущенный летом 1972 года, считается самой первой или одной из самых первых пластинок прогрессивного рока в бывшей Югославии. Первое виниловое издание было напечатано тиражом всего в 500 экземпляров, поскольку звукозаписывающая компания Jugoton не ожидала никакого коммерческого успеха. Однако успех пришел, музыка группы показала свою ценность, и пришлось допечатывать "Time" во всё возрастающем количестве в следующие годы. И позже переиздавать на CD с двумя бонус-треками. В 1998 году "Time" был поставлен на 3 место среди величайших югославских рок и поп альбомов в "YU 100: najbolji albumi jugoslovenske rok i pop muzike (YU 100: The Best albums of Yugoslav pop and rock music").

Первоначальный состав группы включал помимо Топича (вокал/акустическая гитара) и традиционного набора из гитариста Ведрана Божича (Vedran Bozic), басиста Марио Маврина (Mario Mavrin) и ударника Ратко Дивяка (Ratko Divjak) ещё и двух клавишников - Бране Ламберта Живковича (Brane Lambert Zivkovic - фортепиано и флейта) и Тихомира "Попа" Асановича ( Tihomir Pop Asanovic - орган Хаммонд). Плюс на третьей композиции был привлечен дополнительный исполнитель на меллотроне и Муге - Дарко Лукач (Darko Lukač). Неудивительно, что именно клавишные обращают на себя внимание на протяжении всех треков. Музыка представляет собой эклектичную смесь от напоминающего Deep Purple/Uriah Heep открывающего альбом хард-рокового номера "Istina Masina" ("Машина Правды"), через акустическую балладу с джазовыми оттенками и изумительным соло на флейте "Pjesma No. 3" и инструментал "Hegedupa Upa", в котором вокал пропевает только маловразумительное "хегедупа упа-упа-упа" (привет группе Focus и её знаменитому хиту "Hocus Pocus"), а флейта прекрасно оттеняет звучание Муга, к ещё одному полубалладному хард-боевику "Kralj Alkohol" ("Король Алкоголь") с великолепным органом. Последний пятый трек - квинтэссенция прог-рока на альбоме. Многочастный эпик с прекрасным вокалом, цепкими басовыми линиями и попеременно солирующими гитарой, флейтой и клавишными. Бонусами на переизданиях являются популярный фолк-сингл "Makedonija" и ещё одна мощная баллада "Da Li Znas Da Te Volim" ("Знаешь ли ты, что я люблю тебя") с альбома" Time II".

Может югославам не хватает блеска и отточенности проговых гигантов, но при всем разнообразии альбом выдержан в очень целостном ключе. Нет ощущения "музыкального винегрета". Кроме того лестные сравнения рецензентов и обозревателей то с Purple, Heep и Wishbone Ash, то с Camel и Jethro Tull, то с Genesis, Focus, Traffic и Steely Dan свидетельствуют, на мой взгляд, о том, что Time имеет собственное лицо. Их невозможно назвать чьим-то клоном, они напоминают многих, но никого настолько конкретно.

Indexi "Modra Rijeka" 1978. Рейтинг на прог-архивах - 4.21.

Еще один югославский коллектив. На сей раз из Сараево, столицы Боснии. Indexi был основан в далеком 1962 студентами местного университета и название своё получил от "индексов" - бланков учета посещаемости и сдачи экзаменов. Indexi долгое время вели двойную карьеру. С одной стороны они были преуспевающей поп-группой. Синглы и EP-шки, хитовые песни, гастроли, фестивали легкой музыки - все атрибуты удачной карьеры наличествовали. С другой "Индексы" предстают как новаторская прогрессивная группа, которая первой в Югослави записала песню, длившуюся более 10 минут, "Negdje na kraju u zatisju" ("Где-то на краю тишины") в 1969 году.

В первой половине и середине 70-х годов Indexi выпустили ряд альбомов, представлявших собой сборники как уже выпущенных на носителях, так и не изданных ранее песен. Часть из них представляла "легкую" сторону группы, другая - "проговую". Но по сути первый их настоящий студийный и, вдобавок, концептуальный альбом - это "Modra rijeka" ("Голубая река"). Он был построен на одноименном цикле стихотворений Мака Диздара, известного боснийского поэта.

"Modra rijeka" была записана в составе: Даворин Попович (Davorin Popovic) - вокал, Фадиль Редзич (Fadil Redzic) - бас, Ненад Юрин (Nenad Jurin) - клавишные, Дьёрдь Кисич (Đorđe Kisić) - барабаны и Слободан А. Ковачевич (Slobodan A. Kovacevic) - гитара. Уже известный нам по Time Тихомир "Поп" Асанович - сыграл органные соло, а Ранко Рихтман (Ranko Rihtman) - фортепианное. В звуке преобладают клавишные и энергичные прекрасно подобранные басовые линии. Захватывающие партии акустической гитары сравнимы с лучшими моментами итальянского прогрессивного рока. Вокальные гармонии отлично дополняют звуковую картину, напоминающую о музыке Yes, Rennaissance и Procol Harum. Мощное, поэтичное, захватывающее и одновременно лиричное музыкальное представление.

Автограф "Автограф" 1986. Рейтинг на прог-архивах - 4.20.

Все треки взяты на ютуб-канале DyolfTV

Во время написания данной заметки приходится постоянно вторгаться на территорию моего товарища и нашего второго автора МЮ. Рок бывших соцстран и рок отечественный родом из СССР - его тема. По югославским группам я чуть-чуть прошелся. Автограф трогать не буду. Надеюсь на квалифицированный и интересный обзор их творчества от МЮ. Отмечу лишь две вещи. Первая. Музыка Автографа и её высокая оценка "буржуйскими" прог-архивами - лучший ответ всем любителям покричать об отечественном рОковом "безрыбье". Вторая. Во время переслушивания альбома пришло осознание его созвучности актуальному в 1986 году нео-прогу.

Dave Bainbridge "Veil of Gossamer" 2004. Рейтинг на прог-архивах - 4.28.

На счету гитариста/мульти-инструменталиста британской христианской прог-фолковой группы Iona Дэйва Бейнбриджа несколько альбомов, сделанных в компании партнеров по основному проекту и три полностью сольных студийных релиза с гостевым участием сторонних музыкантов. Наиболее высокие оценки слушателей и критиков получил первый из них с поэтичным названием "Veil of Gossamer" ("Вуаль из паутины" или "Кружевная вуаль").

Свою репутацию мульти-инструменталиста Бейнбридж поддерживает, играя на гитаре, клавишах, арфе, многочисленной перкуссии и ряде экзотических музыкальных инструментов. Его сопровождает целая свита из одиннадцать музыкантов, разделяющих обязанности ритм-секции, струнной и вокальной групп. Все три вокалистки блестяще поют тексты на английском и гэльском языках.

Продвинутые слушатели-меломаны, исходя из факта использования гэльского языка, могут догадаться, что альбом Бейнбриджа имеет отношение к кельтскому фолку и нью-эйджу. И не ошибутся. Только фолк и нью-эйдж здесь поданы в прогрессивном ключе. Нечто подобное делал Майк Олдфилд в своих наиболее сложных и далеких от мейнстрима работах. "Veil of Gossamer" отлично выстроен с точки зрения внутренней драматургии. Композиции богато аранжированы, акустические гитарные интерлюдии очень уместно расположились между великолепными соло на электрогитаре и воздушными вокальными пассажами. Нежные фолковые пасторали прекрасно сочетаются с вполне роковыми эпизодами, больше всего, помимо Олдфилда, напоминающими симфо-проговые опусы Camel.

Добавлю, что альбом "Veil of Gossamer" является концептуальным. Христианский рокер Бейнбридж положил в основу историю, произошедшую в VII веке с британским чудотворцем святым Катбертом Линдисфарнским. Когда тот в молодости пас овец, ему было видение ангелов, возносящих душу святого Айдана в огненном облаке. Несколько дней спустя Катберт узнал, что епископ Линдисфарна Айдан почил в тот самый час, когда ему было видение.

Von Hertzen Brothers "Love Remains the Same" 2008. Рейтинг на прог-архивах - 4.14.

Финский коллектив Von Hertzen Brothers действительно состоит из братьев Кая, Микко и Йонне. Все трое к моменту создания "сердечно-братского" объединения имели достаточный опыт игры в ансамблях, исполнявших преимущественно поп-рок. Но интерес у них лежал, по-видимому, к чему-то другому, более навороченному и оригинальному.

Карьера Von Hertzen Brothers началась в 2000 году, прорыв случился в 2006-ом, когда второй альбом братьев "Approach" получил премию Эмми (финский аналог Грэмми) как лучший рок-альбом. Третий диск "Love Remains the Same" (2008) добрался до 1-го места в финских альбомных чартах. Можно ли представить подобную музыку на первом месте у нас хоть в каком году?

"А какую такую музыку", - спросите вы? "Классику прога и рок-музыки в целом, густо замешанную на современных пост-роковых и прог-металических тенденциях ", - отвечу я. Музыку многослойную и многомерную, но мелодичную и не перегруженную количеством извлекаемых в единицу времени звуков. Композиции на "Love Remains the Same" развиваются не прямолинейно, обрастая по ходу дополнительными интересными звуковыми находками. При прослушивании на ум приходили и поздний Opeth, и Pain of Salvation, и Девин Таунсенд, и Muse, и Mars Volta. Рецензенты находят у Von Hertzen Brothers влияния и Pink Floyd с Genesis, и даже Led Zeppelin. Аналогий возникает много, но ни одна из них не отражает полностью сути и характера создаваемых музыкальных полотен. И это роднит последнюю группу сегодняшнего маленького обзора с первой при всей непохожести обеих.

Спасибо за прочтение. Для любителей кроссовер-прога будет ещё один обзор. И двинемся дальше по проговым стилям и самым лучшим альбомам каждого из них.

#crossover prog #рок #музыкальные альбомы #прог-рок

Предыдущие заметки о лучших альбомах кроссовер-прога:

Лучшие альбомы стиля Crossover Prog. Часть 1.

Лучшие альбомы стиля Crossover Prog. Часть 2.

Лучшие альбомы Crossover Prog. Часть 3.

Лучшие альбомы Crossover Prog. Часть 4.