Автор: Ирина Жигмунд
У фильма "Начало" в этом году юбилей 10 лет. Имеет смысл его пересмотреть и вспомнить, как создавались образы.
Что наша жизнь: сон или явь? И как понять – спишь ты или уже проснулся?
Вот и Кристофер Нолан озадачил нас этим вопросом, смешав в своем фильме сны и пробуждения в такой коктейль, что непонятное становится понятным, а вполне разумное неразумным.
Но для меня, как всегда, ключиком к расшифровке фильма служат костюмы.
Художник по костюмам Джеффри Кёрланд (Jeffrey Kurland) удивил меня еще в своей работе над фильмом «11 друзей Оушена».
Придумать и воплотить образы одиннадцати мужчин, чтобы у каждого ясно читался собственный, неповторимый стиль, это, скажу я вам, очень не просто.
В фильме «Начало» перед ним стояла задача сложнее – не только продумать до мелочей образ каждого персонажа, но и поместить их в разные обстоятельства СНА. И их развитие «по костюму» происходит именно во сне, где есть свои ограничения по цвету и фактуре. Все костюмы, сорочки, куртки были сшиты на заказ. Была даже изготовлена на заказ обувь некоторых персонажей. «Все костюмы и ткани для «Начала» были отобраны очень аккуратно - текстуры, рисунки и цвет. У каждого персонажа была своя палитра цветов и стиль, символизирующий качества характера», - рассказывал Керланд.
Сначала поговорим об образах персонажей.
Главный герой - Доминик Кобб (Леонардо Ди Каприо ) - извлекатель. Человек, специализирующийся на охране подсознания, умеющий внедрять свою идею в чужие головы.
У Ди Каприо выдержанная цветовая гамма, это простые «земные» краски: много синего (под цвет глаз), немного серого и коричневого. Мы видим Кобба переживающего глубокую личную драму – он винит себя в смерти горячо любимой жены. Человек в таком состоянии вряд ли будет думать о красивой, изящной одежде, поскольку поглощен собственными проблемами (что нам постоянно и демонстрируют – помещая Мэл в его подсознание и рассказывая о его невозможности вернуться к детям). Его одежда проста, удобна и без претензий.
Ткани мягкие, не мешающие движению, свободный, удобный крой. При этом присутствует дробность всего костюма по цвету: куртка зеленая, футболка – коричневая, брюки – синие. Небрежно, непродуманно, случайно. Ему не до того, он погружен в себя.
Во флэшбеках его жизни с женой мы видим в его гардеробе присутствие светлых тонов, что и понятно, поскольку то был счастливый период жизни. Но после ее смерти, светлые краски навсегда уходят из гаммы его одежды, оставляя место вялым, ненасыщенным, грустным тонам.
Артур (Джозеф Гордон-Левитт) отвечает за детали операции. Смотреть на него было одно удовольствие.
Всегда сдержан, собран, деловит. Гордон-Левитт утверждает: «Артур очень организованный, он должен быть уверен, что все на своих местах. Как я себе это представляю, Кобб – актер, а Артур – продюсер». Имс, другой персонаж этого фильма и явная противоположность Артура, упрекает последнего в полном отсутствии фантазии. По стилю одежды Артур - современный денди, сошедший со страниц «GQ»: безупречные, сшитые по последней моде костюмы – тройки, галстуки, сорочки в английском стиле, ботинки «Оксфорд».
Детали его гардероба при каждом появлении героя Гордона-Левитта образуют красивые, утонченные ансамбли, демонстрируя безупречный вкус и прекрасный интеллект. В гамме его преобладают коричневые тона и оттенки (тоже – под цвет глаз).
Имс (Том Харди)- имитатор, профессиональный вор. Член команды Кобба, может воссоздать образ любого человека.
Том Харди говорит о своем персонаже: «В мире снов Имс может создать образ любого человека, то есть он фактически «выковывает» личность, как кузнец, в ее физическом воплощении и может убедить любого, что он – именно тот, кто необходим команде для этого дела». Имс – хамелеон, поэтому его сорочки сшиты из сложных по фактуре тканей «шан-жан», в этих тканях всегда сложно выделить какой-то один цвет. К тому же они еще и имеют немного бликующую фактуру, напоминая кожу рептилий.
Независимый, изменчивый, развязный – это подчеркивается его одеждой. Независимость – винтажным гардеробом, где ярче всего читается стиль американских 1950-х.
Развязность – широкие пиджаки из рыхлых по фактуре тканей, широкие сорочки с мягкими отложными воротниками, свободные штаны. А его гамма построена на контрастных, крикливых сочетаниях – желтовато-невразумительного цвета пиджак с розоватой сорочкой, двухцветные ботинки и красные носки.
Весь его вид говорит о самоуверенном характере, ну и о дурном вкусе, конечно. Плюс, это играет на руку его противостоянию с Артуром. Они не просто разные, они полные, абсолютные противоположности.
Теперь о девушках. Ариадна (Эллен Пейдж ) - архитектор. Выпускник архитектурного колледжа, занимается построением мира сновидений. Названа в честь героини древнегреческого мифа Ариадны, которая помогла Тесею покинуть Лабиринт Минотавра.
Ариадна натура творческая, яркая, но она еще студентка. Поэтому ее гардероб – современные, мобильные вещи, в гамме присутствует яркие цвета, которые, по мере ее погружения в сны, уменьшаются по пятну. К тому же она имеет характерную, стильную деталь – платок на шее.
Мэл (Марион Котияр) - покойная жена Кобба, преследующая его в мире снов. В первый раз Мэл появляется в фильме в накидке со стоячим воротником, как у злой ведьмы.
«Когда мы впервые показали Мэл, мы хотели заинтриговать зрителей, привнеся тайну. По ходу фильма, мы видим, что Мэл - роковая женщина, мать, жена, архитектор и эмоциональный центр мира Кобба. Все эти объединенные черты характера стали основой для создания ее стиля и цветовой гаммы», - рассказывал художник по костюмам. Похожая в снах Кобба на гламурных голливудских див 1930-х или 1950-х, она словно сошла с картинки журнала про светскую жизнь. Такие женщины не ходят по улицам, не делают покупок в магазине, не лечат зубы, не стоят у плиты. Они только могут быть визуализированным желанием.
Платья ее имеют статичность подчеркнуто агрессивно – сексуальных форм. «Слишком - безупречная, слишком - идеальная, ты - не Мэл», - говорит Кобб про Образ жены.
И совсем другую мы видим Мэл в воспоминаниях Кобба. Здесь она не роковая красотка, а любящая жена и мать. Вещи ее уютные по фактурам и фасонам. В общем-то, это та же одежда, что носим мы с вами – топы, жакеты, юбки, брюки, кофты. В воспоминаниях она обыкновенная, земная женщина. В ее нарядах присутствует и цвет – красный, зеленый, фиолетовый и живая дробность.
Часть 2 по ссылке