Найти тему

Тайна божественности человека- Макрокосм и Микрокосм (ч.1)

«Настоящей наукой и предметом для размышлений человека является сам человек»

( «О мудрости» - Шаррон Пьер - французский теолог и философ).

Монада
Монада

Для начала следует определиться, что такое Макрокоманда и Микрокоманда.

В первую очередь оба слова означают целостность. Макрокосм -это огромная монада (греч. monas — единица) — неделимая, непротяженная, нематериальная, вечная субстанция. В основе мира лежит множество монад, которые образуют иерархию. Микрокосм представляет аналогичную, но более меньшую монаду и заключенную внутри более крупного организма. Под этими терминами не обязательно подразумевают мир и человека, а лишь соответствия, которые существуют между двумя подобными структурами. Так, человек представляет собой микрокосм по сравнению с вселенной и макрокосм по сравнению с каким-либо отдельным органом внутри него. Согласно пифагорейской доктрине, каждое «целое» состоит на самом деле не из частей, т.е. долей или фрагментов, а из меньших «целых», называемых «частями» только при сравнении с более крупной единицей, которую они в совокупности образуют. Например, сердце в первую очередь является телом (целое) и только в переносном смысле частью человеческого тела. Таким образом, по статусу оно — основная единица, а по занимаемому месту принимает второстепенное звание органа, который вместе с несколькими другими органами необходим для образования более крупного тела как целого. Поэтому каждый атом — это целостность, несущая в себе подпись и печать целого мира, и каждая песчинка — это копия вселенной.

Когда человека называют микрокосмом, это отнюдь не подразумевает, что он всего лишь «часть» мира, нет, в действительности он является миром в миниатюре. Несколько более адекватное представление об этом можно получить, изучая символический тетраэдр (треугольная пирамида) пифагорейцев. Это твердое тело в форме пирамиды можно рассматривать как сложенное из установленного количества блоков меньшего размера, каждый из которых имеет одинаковую с целым форму.Или более проще, если мы сложим 16 маленьких квадратиков, то получим тот же квадратик, но значительно большего размера, таким образом получившийся большой квадрат будет представлять макрокосм, а маленькие квадратики микрокосмами внутри него. Следовательно, целое будет подобно частям, а части — целому, причем различие заключается в размерах, а не в качестве.

Такая система взглядов давала культуре античного мира основания соотносить человека с миром, где все формы являли собой непрерывные ряды подобий. «Каждая рептилия была микрокосмом человека, человек — микрокосмом земного шара, земной шар — микрокосмом планетарной системы, планетарная система — микрокосмом Вселенной, Вселенная — микрокосмом Бога. Таким образом, человек был создан как копия Бога — «по образу Бога, мужского и женского, сотворил Он его» (Годфри Хиггинс. «Анакалипсис»).

Философы древнего мира считали, что если бы им удалось открыть и классифицировать части тела человека, то они стали бы обладателями ключа к разгадке всей тайны жизни. Так например, девизом розенкрейцеров гласил: «Все пребывает во всем», и, руководствуясь этой заповедью, они уверенно двигались среди множества верований, преданные утверждению, что мудрость всегда распознает целостность, тогда как невежество оказывается обманутым внешним видом «частей».

В книге "Премудрости Соломона, Глава 11, стих 21 сказано: " Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты все расположил мерою, числом и весом".

Позже, немецкий писатель, врач и философ Агриппа Неттесхейм (1486—1535) в своих трудах, будет говорить о том, что, человек, будучи типичным образцом меньшего мира, содержит в себе все числа, меры, веса, движения и элементы. Франкмасонство в своей Тайной доктрине отражают попытки оценить с философской точки зрения пропорции микрокосма, чтобы с помощью полученного знания претворить в жизнь свою высшую цель — создание совершенного человека».

Алхимики в своих тактатах уверждали, что в каждом металле содержатся все металлы, а мистики — что вся вселенная отражается в человеческой душе и что даже Бог отображен в каждом атоме. «О человек, взгляни на человека! Ибо человек заключает в себе небеса и землю», — в поэтическом восторге восклицает Хильдегард. Следовательно, в каждом крошечном зародыше заперт целый мир точно так же, как человек внутренне представляет собой потенциальное божество, а внешне только животное.

Любая перемена в целом отражается также и на всех его аспектах. «По убеждению людей Средних веков, — пишет Чарльз Сингер в книге "От магии к науке", — существовала тесная взаимосвязь между внешним и внутренним миром, Макрокосмом и микрокосмом. Они усматривали аналогию между четырьмя возрастами человека и четырьмя временами года, между "соками" тела и солнцестояниями и равноденствиями, между четырьмя элементами и четырьмя сторонами света и так далее».

Можно привести еще один наглядный пример соотношение между жизнью Макрокосма и жизнью микрокосма, представьте себе свечу, установленную в центре комнаты, стены которой состоят из множества маленьких зеркал, расположенных таким образом, чтобы они отражали центральный источник света. Пусть свеча будет символом Духовного пламени Макрокосма, и, отражая ее свет, каждое из зеркал (микрокосмических монад) кажется обладателем центрального источника света внутри самого себя. Таким образом, один источник света принимает вид бесчисленных источников света точно так же, как один человек — Протогон (Фанет, он же Эрот, вылупился из Мирового Яйца, созданного Хаососм и Эфиром), принимает вид бесчисленного человечества. Любое изменение в состоянии центрального пламени явным образом вызывает аналогичное изменение в каждом из его отражений. Итак, если центральное пламя станет голубым, то и все отражения станут голубыми; если оно вспыхнет, то и все отражения вспыхнут; если оно погаснет, то и все отражения погаснут вместе с ним. Такова основа широко распространенной философии симпатий (от греч. simpatheia — влечение - космическая симпатия — внутренняя, жизненная связь всего, всех вещей и сил), между причинами и их следствиями.

Наши жизни приводят в движение вибрации бесконечной жизни, пульсирующей в венах Человека-Вселенной, где планеты и звезды представляют собой остов огромного скелета этого Человека-Вселенной.

(Глаз человека и Древо Жизни)
(Глаз человека и Древо Жизни)

Древняя книга Зогар (Книга Сияния) увещевает мудрых смотреть на человека не как на существо из плоти, кожи, костей и вен, а как на живую душу, истинная суть которой является духовной, а не физической. Кожа, плоть, кости и вены — это всего лишь одежда, накидка, которая изнашивается за время физического существования и сбрасывается в момент смерти: «И все же различные части тела согласуются с секретами высшей мудрости, — продолжает наставлять древняя книга. — Кожа символизирует небесный свод, простирающийся повсюду и укрывающий все подобно накидке. Плоть напоминает нам порочный аспект вселенной. Кости и вены представляют небесную колесницу, силы, присутствующие в слугах Бога. И тем не менее все это всего лишь накидка, ибо глубокая тайна Небесного Человека находится внутри. ... Тайна земного человека соответствует тайне Небесного Адама. Но подобно тому, как мы видим во всепокрывающем небе звезды и планеты, образующие различные фигуры, которые содержат в себе скрытые вещи и глубочайшие тайны, так и на коже, покрывающей наше тело, имеются определенные фигуры и линии, являющиеся планетами и звездами нашего тела. Все эти знаки имеют тайный смысл и привлекают внимание мудрых, которые умеют читать лицо человека».

В "Послание к Коринфянаи", св. Павел утверждает, что есть тайна, которая может быть открыта только избранным. Он говорит, что существуют два человека: первый из земли перстный, второй — Владыка Небесный. Здесь,, смертный человек является тенью (душой) проявленной духом на поверхности материи, или микрокосмом, а его истинное "я" или Владыка Небесный - макрокосмом. Согласно неоплатонизму, Бога каждого человека нет ни в небесах, ни в необозримом пространстве, ибо в этих далеких просторах пребывает гигантский Дух, являющийся Богом мира, — Великий Макрокосм. Бог человека, его суть,обитает в собственных аурических телах самого человека.и в единении с этим высшим духом, человек обретает бессмертие, возвращаясь к своему истинному "я".

У св. Павла реальный человек — это Антропос (греч. «человек») — духовный первочеловек, источник духовного и материального мира, вечное начало, присутствующее в каждом человеке. В этом, и заключается тайна Макрокосма и микрокосма, двух Адамов и множества божеств, которая заставляла древних считать, что у каждого человека обязательно есть дух-покровитель.

Рис. 1( Макрокосм в своем созидательном аспекте как изготовитель низшего мира)
Рис. 1( Макрокосм в своем созидательном аспекте как изготовитель низшего мира)

На рисунке (1 ) изображены фигуры, в которые, на первый взгляд незаметно заложены определенные принципы Природы, раскрывающие тайные размеры Бога и Природы. Так фон рисунка состоит из девятисот квадратиков, а полностью рисунок состоит из двенадцати секций, четыре из которых имеют форму квадратов, и восемь, форму треугольников, то есть фон разделен так же, как и старинные квадратные бланки для гороскопов, которые были разделены прямыми линиями на двенадцать секций, соответствовавших двенадцати членам огромного Вселенского Человека. Наложенное на фон тело человека, непосредственно соприкасается с десятью секциями, а две оставшиеся соединены с ним дугой, так как два знака зодиака древних мистерий утаивались от непосвященных. Так как старый гороскопический бланк представлял символическое изображение небес, то наложенная на него фигура совершенно очевидно является Небесным Человеком, но состоящим лишь из десяти членов.

На лбу у фигуры имеется вертикальный треугольник, в котором заключен маленький символический знак, напоминающий солнце, и от него расходятся лучами линии к различным частям обеих рук. Вокруг лица и каждой кисти руки описана одна из трех окружностей. Эти три окружности соответствуют трем Аспектам «Зогара» — Венцу, отцу и матери — Кетеру, Хокме и Бине. Над головой фигуры находится большая заглавная буква «А», обозначающая начальную точку, из которой должна производиться оценка пропорций и важных деталей. Эзотерически, буква А имеет несколько значений, поскольку человек — это Эйн-соф, Адам или Антропос, то начальная точка — это Овен, а вся схема напоминает Протогона гностиков, тело которого было размечено и украшено буквами и символами. Так греческая буква Альфа (А) служила символом Макрокосма, а Омега (О) — микрокосма. Лучи, расходящиеся от головы Великого Человека, изображают волосы, а линии, исходящие от лица, — бороду, как говорится в «Зогаре».