Сегодня уже никого не удивишь автомобилем или велосипедом на электричестве, а уж о трамваях, троллейбусах и даже огромных карьерных «Белазах» я вообще молчу. А вот что получится, если вместо ДВС в танк запихнуть электромоторы? Собственно, почему «если»? Сделать электротанк попытки были, и довольно многочисленные.
Мало кто знает, но электромобили появились раньше, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) – в 1828 году. Но после ДВС вытеснили электротягу, и до сих пор главенствуют.
Первые серийные танки на электрической тяге появились во Франции, в 1917 году, когда компания «FAMH» изготовила 400 танков «Saint Chamond». Неповоротливый 23-х тонный танк выпускался около года, затем от него отказались. Особенность танка – два электродвигателя по одному на гусеницу, и бензиновый карбюраторный двигатель на 90 л.с.
Были попытки создать электротанки и у Великобритании, в Германии даже выпускали САУ «Фердинанд», весом в 65 тонн, которая передвигалась на четырех электродвигателях, выработка энергии производилась двумя бензиновыми двигателями по 265 л.с.
В СССР также озаботились этой проблемой и даже разработали тяжелый танк ЭКВ, электрический, на базе КВ-1, и в 1944 году опытный образец прошел испытания.
Электромеханическая трансмиссия ЭКВ комплектовалась стартером-генератором ДК-502Б, который был соединен с дизельным двигателем В-2К на 600 л.с., двумя тяговыми электродвигателями ДК-301В. Но танк так и не получил одобрения военных, и в серию не пошел.
Так почему же электродвигатели так популярны, даже несмотря на главный недостаток – слабые и недолговечные аккумуляторы? Ведь на электричество пытаются перевести не только наземную технику, но и самолеты.
А дело все в преимуществах электротяги:
1) Военная техника сложнее в обнаружении по звуковым и тепловым признакам;
2) Экономия топлива и ГСМ. Да, бензиновый или дизельный двигатели для генератора потребляют нефтепродукты, но в гораздо меньших объемах;
3) Динамика и проходимость электротанков выше обычных, бронемашина быстрее, скажем, откатывается в укрытие после выстрела, что повышает живучесть машины;
4) Кабельная подводка питания и управления двигателями может дублироваться, и в случае повреждения основной подводки, танк продолжит работу.
5) Электрооборудование весит меньше, чем ДВС.
С изобретением долговечных и более емких аккумуляторов, эра ДВС пойдет на спад. Но и сейчас гибриды – ДВС/электродвигатели пользуются популярностью, которая ограничивается только высокой ценой таких автомобилей.