Найти тему
Газэта ARCHE

Коронавирус и другие предвестники апокалипсиса

Оглавление

Рассматриваемые, издания:

Джина Колото. Грипп. В поисках смертельного вируса. Москва: АСТ, 2013. 445 С.

Дэвид Куаммен. Зараза. Как инфекции, передаваемые от животных, могут привести к смертельной глобальной эпидемии. Москва: АСТ, 2016. 688 С.

Как раньше?

Напасти традиционно воспринимались как предвестие апокалипсиса.

Эпидемии чумы, оспы, холеры иногда уничтожали чуть ли не половину населения Земли, каждый раз рождая пророчества о скорой кончине рода людского и страшном Божьем суде.

Благодаря интернету истерика с нынешним коронавирусом перешла все возможные границы.

6 триллионов долларов, которые потеряла мировая экономика-это многовато для болезни, смертность от которой немного превышает 2%. С другой стороны, если бы все население планеты заболело сейчас, а 2% умерло, число смертных жертв составило бы 140 миллионов человек-население такой страны, как Россия.

Интересно, что нынешняя эпидемия - это не первая “схватка” человечества с коронавирусом. В 2002-2003 годах так называемой” атипичной пневмонией " заболели более 8 тысяч человек, из которых умерли около 800. "Атипичная пневмония" также вызывалась коронавирусом, который приводил к так называемому тяжелому острому респираторному синдрому. Все известные до 2002 года коронавирусы вызывали только различные заболевания у животных, например, мышей, свиней и индюков.

Кітаянка есць кажана ў рэстаране. Фота: dailymail.co.uk
Кітаянка есць кажана ў рэстаране. Фота: dailymail.co.uk

Современный коронавирус менее опасен в плане смертности, но куда заразнее того, который вызвал “атипичную пневмонию”. Но для ученых нет никакой неожиданности ни в самом вирусе, ни в месте его появления. Более того-инфекционисты всего мира постоянно ждут таких эпидемий, называя их очередная большая беда (ЧВБ).

Почему полезно знать историю "Испанки"

Всем, кто интересуется проблематикой инфекционных заболеваний в современном мире, я бы посоветовал две книги:” грипп “джинны Калата, и” Зараза " Дэвида Куамена.

Эти книги рассказывают об истории болезней, их влиянии на общество и связи с экологией, поэтому могут быть интересны многим.

Книга джинны Калаты посвящена страшной эпидемии "испанки", которая в 1918-1919 гг. убило от 50 до 100 миллионов людей, став, пожалуй, самой смертельной эпидемией в истории человечества.

Автор рассказывает о многолетнем поисках учеными истинной причины эпидемии-вируса "испанки". Поиски завершились только в 1990-х гг., когда стало понятным, что “испанку” вызвал вирус гриппо H1N1, который в наше время стал известен как “свиной грипп”. Наиболее интересный, по моему мнению, следующий факт, на который обращает внимание Джина Калата – эпидемия, которая в момент своего развития подавалась чуть ли не апокалипсисом, была быстро вычеркнута из коллективной памяти людей.

Человечество вроде бы стесняется моментов своей истории, связанных с ожиданием” конца света", и начинает стирать их со своей коллективной памяти.

Но если общество не помнит такого, есть ученые, которые восстанавливают память буквально обо всем.

Историки могут составить кривую развития эпидемии, а медики предложить эффективный в современных условиях метод терапии.

Пневмании как детиктив

А вот о других заразных болезнях и их научном изучении рассказывается в книге Дэвида Куамена. В ней есть разделы, приведенные ВИЧ, болезни Лайма, “атипичной пневмонии” и другим заболеваниям, которые передались человеку от животных. Книга читается иногда как детектив, а иногда как сага из далеких мифических краев.

И большинство историй, рассказанных автором, вращаются вокруг одной проблемы-экологии, взаимодействия человека и природы. Например, все сегодня боятся заразиться от клещей так называемой болезнью Лайма, или лаймбарелиозом.

Лайм-это округ в американском штате Коннектикут. В 1970-х гг. оказалось, что в этом округе дети болеют болезнью суставов в сто раз чаще, чем в других американских штатах. Ученые выяснили, что дети и взрослые болеют, а иногда становятся даже инвалидами, после укусов клещей, которые переносят барелии – такие опасные для человека микроорганизмы.

Сначала ученые думали, что природным резервуаром этой болезни были олени. Мол, напился клещ крови у оленя, а после передал болезнь человека. Вывод был простой-перебить всех оленей и клещи пропадут.

Выяснилось, что нет: клещи рождаются не носителями боррелий, а кровь пьют всего два-три раза в жизни. И вот первый раз, еще на стадии нимфы, клещ напивается крови у хомяков, которые как раз и являются природным резервуаром болезни Лайма (в Беларуси это преимущественно мыши, а также некоторые птицы).

А вот рост популяции хомяков связан с вмешательством человека в природу – меньше стало лис, сов, Филинов, белок, стал теплее климат – вот вам рост популяции хомяков и после клещей.

Или пример с ВИЧ-инфекцией. ВИЧ существует более чем в десяти различных штаммах, и каждый раз он отдельно передавался от обезьяны к человеку. И это речь о болезни, которая, скажем честно, передается не особо активно. ВИЧ передался человеку от шимпанзе около 1908 года и десятилетия перемещался среди населения Западной и Центральной Африки. В связи с ростом городских очагов (после Второй мировой войны города в Африке росли быстрее, чем в БССР) стал распространяться взрывоопасно, а миграции привели болезнь сначала на Гаити, а впоследствии в США и другие страны мира.

Рассказывая об ”атипичной пневмонии" 2003 года, Куамен, можно сказать, пересказывает историю нашумевшего ныне коронавируса. Тот, прежний, коронавирус появился в китайской провинции Гуанчжоу, попал оттуда в Гонконг, Канаду, на Филиппины и в другие страны. Один зараженный человек становился так называемым суперраспространителем болезни, заражая десятки людей. Следуя по следам вируса, ученые пришли к выводу, что людям вирус передался от хищников-циветов (тех самых, кофейное зерно из чьих желудков продают за бешеные деньги), а они получили вирус от одного из многочисленных в Китае видов летучих мышей.

Цывета
Цывета

Проблема заключается в том, что в Китае большой популярностью пользуется так называемая “дикая пища” – экзотические блюда из крыс, летучих мышей, улиток и различной другой дичи. Состряпанные, они уже не представляют угрозы для человека, однако на фермах, а в Китае там иногда разводят очень экзотических животных, и особенно на рынках все эти животные располагаются в экстремальных условиях, контактируя между собой. В такой ситуации вирусы легко меняются, приспосабливаясь в том числе к человеку.

Нет сомнений, что и начальный современный коронавирус происходит с рынка или звериной фермы в окрестностях Уханя.

Звериный рынок в Бирме
Звериный рынок в Бирме

Вывод, который можно из сделать из книги Дэвида Куамена, я бы сформулировал следующим образом: люди слишком сильно нарушают экологию планеты, будто в огромном котле перемешивая виды животных и климатические пояса. В этом котле рождаются и будут рождаться очень неприятные и, что особенно важно, хорошо адаптированные к человеку болезни.

Поэтому очередная большая беда будет приходить к людям регулярно и испытывать на прочность социальные институты и способность человечества рационально реагировать на самые сложные вызовы.